Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Необыкновенная жизнь обыкновенного татарина: Загидулла Шафигуллин из Акзигитова (продолжение)

Примерно в конце 1870-х - начале 1880-х годов Загидулла Шафигуллин построил новый дом в родной деревне. Несмотря на свои торговые интересы в Сибири, свою дальнейшую жизнь предприниматель связывал с Акзигитово. Помимо открытия школы, он решил еще благоустроить деревню. Некоторые односельчане были против, но Загидулла-бай и не собирался спрашивать у них разрешения. Дом Шафигуллина был нетипичным деревенским строением и предназначался главным образом для дочерей Загидуллы-бая, которые много времени проводили в Акзигитово. Двухэтажное деревянное строение было вытянуто в глубину дома, сегодня уже часть здания утрачена. На улицу выходило три узких и одно широкое окно с красивыми наличниками. Второй этаж представлял собой мезонин. Дом был образцом городской эклектики и поражал воображение сельчан и гостей деревни внешний декором. Здесь было и сплошное остекление, и точеные балясины, и другие украшения. Повидавший многое на своем веку, 40-летний Загидулла Шафигуллин построил в родной деревне

Примерно в конце 1870-х - начале 1880-х годов Загидулла Шафигуллин построил новый дом в родной деревне. Несмотря на свои торговые интересы в Сибири, свою дальнейшую жизнь предприниматель связывал с Акзигитово. Помимо открытия школы, он решил еще благоустроить деревню. Некоторые односельчане были против, но Загидулла-бай и не собирался спрашивать у них разрешения.

Дом Шафигуллина был нетипичным деревенским строением и предназначался главным образом для дочерей Загидуллы-бая, которые много времени проводили в Акзигитово. Двухэтажное деревянное строение было вытянуто в глубину дома, сегодня уже часть здания утрачена. На улицу выходило три узких и одно широкое окно с красивыми наличниками. Второй этаж представлял собой мезонин. Дом был образцом городской эклектики и поражал воображение сельчан и гостей деревни внешний декором. Здесь было и сплошное остекление, и точеные балясины, и другие украшения. Повидавший многое на своем веку, 40-летний Загидулла Шафигуллин построил в родной деревне комфортное жилье с учетом всех последних тенденций городской архитектурной моды конца XIX века и взыскательного вкуса татарина, склонного к ярким и радостным цветам в оформлении домов.

Фото из книги "История татарских селений Горной стороны (Акзегитовская волость Цивильского уезда Казанской губернии)" / отв. ред. А.И.Ногманов. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2018.
Фото из книги "История татарских селений Горной стороны (Акзегитовская волость Цивильского уезда Казанской губернии)" / отв. ред. А.И.Ногманов. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2018.

По воспоминаниям старожилов Акзигитово, внутри двора был еще одноэтажный гостевой дом с красивым балконом. Этот дом тоже был достаточно просторным. За гостевым домом устроили небольшое искусственное озеро, окруженное цветами. Видимо, Загидулла-бай, проведший много времени в Восточной Сибири и на севере Китая, привнес в Акзигитово дальневосточные представления о красоте и отдыхе, где ни один парк не обходился без водоема. Весной деревенская усадьба Шафигуллиных утопала в яблоневом цвету. Наряду с яблонями в саду выращивали и другие фрукты и ягоды. Постепенно этот новый подход к сельскому хозяйству перенимался и другими жителями Акзигитово.

Водоснабжение акзигитовского дома Шафигуллиных тоже было продуманным. Рядом с домом, прямо у ворот, был вырыт глубокий колодец. Он был крытым. Кроме того, питьевую воду брали в роднике «Имани кизляве». Источник находился недалеко от усадьбы, а дорогу от дома Шафигуллина до родника вымостили камнями. Двор Загидуллы-бая тоже был вымощен камнями.

Но основные деловые интересы Загидуллы Шафигуллина были связаны с Сибирью, он числился временным иркутским купцом 2-й гильдии, поэтому в родной деревне бывал лишь эпизодически. Шайхулла Шафигуллин вернулся из царской армии в 1879 году, он считался отставным канониром. После службы запасной солдат направляется в Сибирь, поближе к старшему брату-предпринимателю. Шайхулла охотно интегрировался в Иркутскую мусульманскую общину, стал успешным предпринимателем и общественным деятелем.

А вот Загидуллу Шафигуллина с возрастом все больше тянуло на малую родину — в Акзигитово. Там по-прежнему проживала его мать Бибисапура.

В 1889 году по его инициативе был образован второй мусульманский приход в Акзигитово. 25 июля этого года казанское губернское правление разрешило построить вторую соборную мечеть, возведение которой завершилось к 1890 году. Имамом второй мечети 31 августа 1891 года был назначен Ахметша Мухаметфатыхов (родился 4.03.1854), сын азанчея первой соборной мечети Мухаметфатиха Абадигулова. Здание мечети было полностью выстроено на средства Загидуллы Шафигуллина.

Строительство просторного дома в Акзигитово, открытие «собственной» махалли в родной деревне — все это указывает на то, что уже в 1880-е годы у Шафигуллина были серьезные планы по окончательному возвращению на малую родину. Наверное, поэтому в конце 1880-х годов предприниматель попытался перевести часть своих капиталов в Казанскую губернию. Дела в Иркутской губернии он мог спокойно доверить родному брату Шайхулле.

В октябре 1889 года Загидулла Шафигуллин совместно с потомственным почетным гражданином, казанским купцом 2-й гильдии Мухаметсадыком Курбангалеевичем Бурнаевым учредил в Казани полное товарищество под фирмой «Торговый Дом Бурнаева и Шафигуллин» для торговли сырой пушниной. Основной капитал нового предприятия составлял 60 тысяч рублей, каждый предприниматель вложил по 30 тысяч рублей. Бывая в Казани, купец Шафигуллин останавливался обычно в самом сердце Старотатарской слободы, в номерах «Сарай» на Сенной площади. Однако совместное дело двух торговцев пушниной не дало особого результата. Мухаметсадык Бурнаев в этот период был уже в солидном возрасте, а его наследники не обладали свойственной ему самому деловой хваткой. Поэтому спустя несколько лет, 15 октября 1891 года, по взаимному согласию, стороны ликвидировали свое предприятие.

Может быть, на это решение оказали влияние семейные и другие обстоятельства. 29 августа 1890 года на 74-м году жизни умерла мать Шафигуллиных Бибисапура. Загидулле было уже 50 лет, а Шайхулле — 37.

Могила Бибисапуры Шафигуллиной. Фото tashlar.narod.ru
Могила Бибисапуры Шафигуллиной. Фото tashlar.narod.ru

1891 год выдался особенно тяжелым для многих жителей Поволжья. Засуха и неурожай довели бедных крестьян Волго-Уральского региона до голода. В это время в городах некоторыми предпринимателями устраивались бесплатные столовые, не остался в стороне от народной беды и Загидулла Шафигуллин. Он пожертвовал своим односельчанам около 2,4 тонн ржаной муки (150 пудов).

Судя по всему, мука была его собственного производства. На окраине Акзигитово предприниматель содержал ветряную мельницу. Позднее он усовершенствовал ее, установив паровой двигатель, выписанный из Германии. Деревенские жители с тех пор называли мельницу Шафигуллина «огненной мельницей» («ут тегермәне»). Новая мельница отличалась высокой мощностью и производительностью, вырабатывала в день по 100—150 мешков муки. Поэтому сюда приезжали крестьяне из самых дальних селений, за 30—40 верст от Акзигитово.

В целом, в 1890-е годы купец появлялся в родной деревне периодически, торговые дела крепко связывали его с Сибирью. Да и в целом Загидулла Шафигуллин был очень активным человеком, поэтому даже во время пребывания в Акзигитово он редко задерживался дома, предпочитая разъезжать по ближайшим селениям и уездам, решая бесконечные вопросы общественного характера.

Однако даже его короткие визиты имели для акзигитовцев порой историческое значение. Например, значительной была роль Загидуллы Шафигуллина в урегулировании социальных волнений накануне всеобщей переписи 1897 года. Он сумел убедить обеспокоенных односельчан в безопасности этого мероприятия, в том, что предстоящая перепись не будет иметь для них пагубных последствий и не подразумевает крещения. Поэтому акзигитовцы пережили эти события относительно спокойно, особенно по сравнению с соседней деревней Бакырчи, куда власти отправляли даже войска для успокоения протестующего населения.

Возвращение в деревню, или «Город, утопающий в зелени»

Окончательно Загидулла Шафигуллин перебрался в Акзигитово только в начале ХХ века. Тем не менее за это время он сделал очень много для процветания родной деревни. Помимо школ и мечети, он старался благоустроить всю деревню и окрестности. Например, предприниматель следил за состоянием деревенского кладбища, обнес место памяти специальной изгородью. Сторонние наблюдатели отмечали, что Шафигуллин привел кладбище в «блестящее состояние», оно представляло собой своеобразный лес.

Кроме того, уже в начале ХХ века купец решил обустроить неудобные болотистые земли Акзигитово, которые были в общем пользовании. Он разбил там громадный ивовый сад. По словам местных жителей, болотистое место находилось в самом центре деревни. Предприниматель нанял специального человека и назначил ему жалованье, чтобы тот постоянно ухаживал за саженцами.

Берег местной речки постоянно размывался водой, внимательный предприниматель взял и этот момент под свой контроль. Благодаря его заботе берег был укреплен сваями.

В самом Акзигитово в начале XX века имелась мостовая, что было редкостью даже для некоторых уездных городов. Все эти мероприятия по благоустройству деревенских улиц и пространства вокруг селения были проведены исключительно на средства Загидуллы Шафигуллина.

Вот как оценивали родную деревню Загидуллы Шафигуллина его современники: «Дер. Акзигитово 41 год находится под влиянием Шафигуллина. Акзигитовцев-торговцев можно встретить во всей России и в самой отдаленной тайге Сибири. Дер. Акзигитово пестрит разноцветными красками, изобилует железными крышами и шикарными для дер. Цивильского уезда строениями. Первый взгляд на деревню дает впечатление города, утопающего в массе зелени. Все это нужно приписать заслугам Загидуллы Шафигуллина».

Сегодняшние акзигитовцы вспоминают о Загидулле-бае с особым уважением, народная память сохранила о нем лишь восторженные отзывы. Однако сто лет назад отношения деревенских жителей и их богатого односельчанина складывались не так просто, но об этом чуть позднее.

Продолжение следует