Много лет назад на жарком Кипре жил художник по имени Пигмалион. Он терпеть не мог женщин, но, как бы сказали сегодня, был влюблен в свою работу.
А потом создал женскую скульптуру такой необычайной красоты, воспылал к ней неведомыми ранее чувствами.
Жизнь Пигмалиона изменилась, он забыл обо всем на свете, кроме своей возлюбленной. Наряжал ее, дарил драгоценности, разговаривал как с живой и даже дал ей имя — Галатея.
Как одержимый, художник засыпал и просыпался с одной только мыслью — чтобы Галатея ожила не только в его мыслях, но и в реальности. А, почти отчаявшись, бросился просить помощи у самой Афродиты.
Увидев, насколько искренен Пигмалион, богиня любви сжалилась.
Вернувшись домой без сил, мужчина уснул, а проснувшись утром и придя в мастерскую обнаружил, что Галатея превратилась в настоящую девушку...
Так передал потомкам одну из самых романтичных легенд в мире Овидий.
С тех пор утекло немало воды, и мы знаем, что не олимпийские боги, а сам человек творит свою реальность. Это подтверждал, в частности, социолог Р.К. Мертон своей теорией самоисполняющегося пророчества.
Самоисполняющееся пророчество, или Эффект Пигмалиона
Не буду углубляться в науку, постараюсь кратко.
Понятие самоисполняющегося пророчества выросло из более ранней теории Томаса, которая гласит: последствия человеческого поведения определяет не реальность, а мнение самого человека об этой реальности.
Если перефразировать ученых совсем уж по-простому, то в жизни любого из нас многое случается ровно так, как мы сами того ожидаем. Ну, вы уже знаете, что случилось с... Пигмалионом.
Да, феномен, о котором говорили и Мертон, и остальные ученые зачастую поэтично называют еще и эффектом Пигмалиона — именно по данной причине я и начала статью с мифа. А вот теперь, разобравшись с введением, перейдем к сути.
Здесь уместно заметить кое-что важное: эффект Пигмалиона — НЕ равно самопрограммирование или самомотивация, т.к. чаще всего проявляется он непреднамеренно. А из этого следует, что человек вполне себе может не понимать, что именно его мысли привели к тем или иным результатам.
Ну так вот.
Казалось бы, все мы обладаем невероятной, едва ли не волшебной силой — силой мысли. А что дальше?
А дальше, как и во многом другом, все зависит от нашего умения обращаться с этой силой.
Всем известно, что у медали всегда две стороны.
Так и мы можем добиться условного превращения статуи в человека, а можем и остаться у разбитого корыта. Начнем с разбора второго, негативного сценария.
«Минус» силы мысли
Вернемся к Пигмалиону.
Как по-вашему, прославился бы он в веках, если бы хоть на миг усомнился в своем мастерстве?
Думаю, мы совпадем во мнении, если скажем — вряд ли.
Согласно теории Мертона, ощущая себя плохим скульптором и день за днем прокручивая эту мысль в своей голове, Пигмалион (читай, творец —а значит, любой из нас) со временем начал бы переносить ее и на физическую реальность. Т.е. хуже делал бы свою работу.
Ну подумайте сами: зачем стараться, когда уверен, что ты никудышный и у тебя ничего не получится?
Здесь вспомнила еще одного мастера, намного более, чем Пигмалион, близкого к нам — и по времени, и территориально. Узнали, кто это? А помните его историю?
Вот он, «минус» эффекта Пигмалиона: если мы будем настойчиво (пусть и непреднамеренно!) уверять себя в том, что мечта не сбудется, она... не сбудется. Ну не оживет Галатея, если вы ее не то что не создадите, а даже и не начнете этого делать!
Просто, но логично и ожидаемо.
К слову, эффект уникален еще и тем, что убеждения человека влияют не только на его поведение, но и на поведение окружающих его людей. Самый расхожий пример: низкая успеваемость в классах с учителем, неуверенным в своих педагогических силах; и наоборот.
А теперь — о плюсе.
«Плюс» силы мысли
Мы уже дважды заметили, что большинство самоисполняющихся пророчеств — следствие непреднамеренных, неосознанных действий и мыслей.
Иными словами, мы творим события не напрямую разумом. Для начала все наши мысли проходят через фильтры бессознательного.
Возможно, вы слышали о понятии «индивидуальная картина мира» и знаете, что каждый человек воспринимает реальность не такой, какая она есть в объективной действительности, а субъективно, через призму своего и т.н. коллективного опыта.
Я где-то услышала, что эта разница — примерно как между настоящей местностью и картой этой местности. Меткое сравнение!
Выходит, что, как ни крути, мы видим действительность через определенный фильтр, и это аксиома, не подлежащая сомнению. Звучит как приговор, не очень вдохновляющий.
Но здесь есть и плюс: каждый вправе выбирать, каким этот фильтр будет. Черным, выжигающим на корню все краски жизни, или цветным, через который даже в самой неприглядной картинке можно будет увидеть прекрасное.
Выбор в пользу прекрасного — и есть позитивная сторона эффекта Пигмалиона.
Что выбираете вы?
Я не знаю, какие фильтры больше по душе вам. Но точно могу подсказать, что в обоих случаях усилить эффект и приблизить то или иное событие можно с помощью метафор — выражений, которые используются в переносном значении.
О важности развития образного мышления я писала здесь. Рекомендую к прочтению:
Легкий пример.
Ответьте на вопрос: каким выражением вы чаще описываете себя как профессионала, мастера в той или иной области? «Золотые руки» или «руки-крюки»?
И то, и другое — метафора в чистом виде, объект один — условные «руки», а насколько разные смыслы! Чувствуете?
Если да, то продолжайте внутренний диалог.
- Как складывается ваша карьера или просто проф. деятельность, учитывая наложенный только что (или ранее?) фильтр?
- А каков его дальнейший путь?
- Если он не особо радужный, какую другую метафору вы можете применить, чтобы повернуть в нужном направлении?
Не расстраивайтесь, если поняли, что на третьем вопросе попали в тупик. В этом блоге мы будем учиться использовать метафоры себе во благо.
Мы будем сочинять сказки.
А причем тут сказки?
Притом, что сама концепция сказкотерапии как метода работы психолога основана на идее метафоры. А метафора и бессознательное — лучшие друзья.
Именно через сказочные образы мы с детства впитываем важнейшую информацию — о жизненных смыслах, традициях и явлениях. Причем сразу на двух уровнях — сознательном и бессознательном.
Еще раз: фундамент своего будущего мы закладываем через образы, т.е. метафоры. Но проходит время, мы взрослеем и перестаем читать волшебные сказки.
Что происходит дальше?
Мы перестаем верить в чудеса. Результат — они пропадают из нашей жизни, а если и залетают по ошибке, мы в упор отказываемся их замечать.
Второй сценарий, на мой взгляд, еще губительнее: неверно истолковав ту или иную сказку, мы примеряем фильтры, которые искажают представление о мечте как таковой, да так в них и остаемся. И живем вроде бы в сказке, вот только доброй и волшебной назвать ее можно с большой натяжкой.
Как здесь не вспомнить о несчастной Золушке?
Сегодня только ленивый не навесил на эту героиню ярлыков, так что даже появился синдром Золушки, при котором ты обречена безвольно ждать счастье в виде принца. Перед этим в обязательном порядке хорошенечко пострадав.
В общем, обнять и плакать!
Но — вот и домашнее задание! — прочитайте сказку заново и попробуйте найти в ней строчки, в которых Золушка сетует на свою жизнь.... И подумайте, такая ли она жертва, как навязчиво стремятся представить нам современники?
Мы к образу Золушки еще непременно вернемся. А пока будем закругляться.
Хотите быть Пигмалионом?
Я сама прошла через «темное время» без сказок, но мне повезло — я к ним вернулась. Сначала по зову души, а потом сознательно углубилась в сказкотерапию как науку.
А этой статьей хочу в очередной раз позвать с собой и вас, дорогой читатель. Будем учиться читать старые сказки правильно, а затем и создавать и свои — исцеляющие, согревающие и самые настоящие самоисполняющиеся сказки.
Так, чтобы с их помощью в нашей с вами жизни оживало настоящее волшебство.
Если вы со мной, то поддержите лайком и/или подпиской. Материала много, а времени мало, так что ваша реакция очень вдохновит меня и покажет, что пишу не впустую. А если напишете, на какую сказку похожа ваша жизнь в данный момент, сохраню ответ и разберу в очередной статье.
Ну — и до новых встреч!