Благодарю моего таинственного читателя, скрывающегося под литерой К, за его комментарий, который дал толчок к написанию этой статьи.
Агитация и пропаганда, конечно, понятия и явления близкие, но все же не тождественные. Их сходство в том, что и та, и другая связаны с тем, что одни люди внедряют в мозги других свои взгляды и мнения путем убеждения и внушения. А отличие состоит в том, что в случае агитации всегда присутствует призыв к какому-то действию (приходи на выборы, участвуй в празднике урожая, чисти зубы после еды), а в случае пропаганды главное — изменить мысли и чувства людей, заставить их думать о чем-либо так, как нужно пропагандисту, то есть, это воздействие на сознание.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
И агитировать, и пропагандировать можно за что угодно и как угодно, но все-таки, в первую очередь, их связывают с политической деятельностью, потому что в политике они применяются особенно активно. По своей форме агитация бывает устной, печатной и наглядной, а по виду — самой разнообразной. Например, митинг или шествие тоже могут быть формой агитации, как и баннеры на улице, концерты, благотворительные акции, не говоря уже о листовках, встречах с избирателями и т.д.
Помимо таких законных форм агитации существуют и другие, например, черный пиар и сплетни. Они используются, когда агитация используется, как говорится, от противного. В любом случае людей призывают что-то сделать.
Пропаганда же не зря означает по латыни «подлежащая распространению». Она нужна для того, чтобы распространять какие-то взгляды, мнения, идеологию, в том числе ложные. Здесь цель — формирование общественного мнения, манипулирование сознанием людей. Для того, чтобы быть доходчивой и направлять мышление людей в нужное русло максимально эффективно, пропаганда отбирает наиболее яркие факты, игнорирует то, что идет поперек пропагандируемому, намеренно преподносит факты искаженно, в нужном ключе.
На любую пропаганду находится своя контрпропаганда, утверждающая обратное. Сейчас принято делить пропаганду на белую, серую и черную в зависимости от достоверности преподносимой информации. Пропаганда бывает также позитивной и негативной. В первом случае распространяются идеи добра, мира, дружбы, сотрудничества, во втором — идеи зла, войны, вражды, ненависти ко всем, кто не похож на тебя.
Читайте еще на моем канале:
Культурный шок: что это, как и почему
Отличались ли западники XIX века от нынешних