Найти тему

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ: Кир Булычев "Царицын ключ"

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

В 1981 году в октябрьском и ноябрьском номерах журнала "Уральский следопыт" публикуется повесть Кира Булычева "Царицын ключ". Повесть великолепно проиллюстрирована художницей Евгенией Стерлиговой, широко известной, как иллюстратор произведений Владислава Крапивина. Первое книжное издание состоялось в 1983 году в авторском сборнике Кира Булычева "Перевал", выпущенном издательством "Молодая гвардия" в серии "Библиотека советской фантастики".

Рис. К. Сошинской. Обложка сборника Кира Булычева "Перевал". Изображение взято из открытых источников
Рис. К. Сошинской. Обложка сборника Кира Булычева "Перевал". Изображение взято из открытых источников

Действие происходит в окрестностях вымышленного города Нижнесотьвинск, которого можно считать своего рода уральским аналогом знаменитого Великого Гусляра. "Некогда, при царе Алексее Михайловиче, Нижнесотьвинск чуть было не стал настоящим городом. - Читаем мы в начале повести. - Но постепенно другие уральские города отобрали у него население и славу. Рудознатцы не отыскали там железа и самоцветов, а железная дорога прошла на сто верст южнее. Так, в обидах и небрежении, Нижнесотьвинск дожил до наших дней, едва выслужившись до районного центра. И то лишь потому, что район был слишком отдаленным: в нем не нашлось больше ни одного города."

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

Именно в Нижнесотьвинск прибывает фольклорная экспедиция под руководством Эллы Степановны и в составе двух студентов Вениамина и Андрея. Впрочем, местом назначения экспедиции был вовсе не райцентр, а поселок Полуехтовы Ручьи, по выражению Вениамина: "последнее "белое пятно" на фольклорной карте Урала". Сразу же выяснилось досадное обстоятельство - в Полуехтовы Ручьи не ходит общественный транспорт.

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

Пришлось экспедиции воспользоваться помощью двух не слишком приятных типов - Эдуарда и Васи. У них был грузовик, в который они грузили молочные бидоны. Что в них находилось, стало известно благодаря комическому происшествию. Помогая грузить эти самые бидоны, Вениамин не удержал один из них. Крышка отскочила и содержимое облило несчастного парня с головы до ног. Впечатлительная Элла Степановна решило было, что это человеческая кровь, но в бидоне оказались всего лишь... красные чернила.

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

В Полуехтовы Ручьи экспедиция прибыла ночью, что не помешало Вениамину опять влипнуть в историю. На это раз - романтическую. Услышав как местная жительница, по имени Ангелина, поет Шуберта, он в нее немедленно влюбился. А любовь требует подвига. И потому, на рассвете, Вениамин выстрелил из двухстволки, принадлежащей хозяину дома, где остановились участники экспедиции, в разгуливающего по поселку медведя. Мишка не столько пострадал, сколько обиделся. Ведь он шел исполнять свой долг. Так было заведено в Полуехтовых Ручьях испокон веку, что медведи здесь стреляют по утрам из старинной пушки.

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

Дрессированный медведь, стреляющий из пушки XVIII века - это не единственная странность этого, затерянного в уральских лесах, поселка. Здесь растет малина, ягоды которой размером с доброе яблоко, ручной ворон говорит по-латыни, а молоко с местной фермы настолько жирное, что его никак не могут довезти до райцентра, ибо по дороге оно сбивается в масло. С первых же шагов фольклористы сталкиваются с множеством таинственных событий, которые отчасти имеют вполне детективную подоплеку.

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

Романтична даже сама история возникновения поселка. Назван он в честь секунд-майора Полуехтова, которого отправили в эти края по приказу императрицы Анны Иоанновны. Страдающая обжорством, царица занемогла. Врачи ей ничем помочь не могли. Исцелить самодержицу могло только чудо. И вот дошли до нее слухи о целебном источнике на Урале. Секунд-майор Полуехтов с солдатами и должен был тот источник отыскать.

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

Каковы бы ни были результаты его изысканий, но лейб-медик Блюменквист, отправленный вслед за секунд-майором, дабы изучить свойства местной воды, вынес следующий вердикт: "По прибытию на место, я обнаружил, что климат здесь дождлив, и негоден для дыхания высоких персон, а вода, кроме чистоты, иных достоинств не имеет." Секунд-майор же, видимо, был иного мнения о свойствах здешнего источника, потому что остался в сём дождливом краю навсегда. От него и пошла фамилия Полуехтовых, самая распространенная в Полуехтовых Ручьях.

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

Неуклюжему влюбленному фольклористу Вениамину предстояло проникнуть в тайну Царицына ключа, разоблачить жуликов и завоевать сердце прекрасной Ангелины, пережив еще несколько происшествий разной степени нелепости и романтичности. Пересказывать эту повесть целиком я не стану, а вдруг кто-нибудь из подписчиков еще не читал ее. Да и неблагодарное это дело пересказывать добрую, смешную и немного печальную сказку.

Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников
Рис. Е. Стерлиговой. Иллюстрация к журнальной публикации повести Кира Булычева "Царицын ключ". Изображение взято из открытых источников

Повесть "Царицын ключ" я впервые прочел именно в "Уральском следопыте" и с тех пор она стала одним из самых моих любимых произведений Кира Булычева. Для меня она стоит в одном ряду с такими книгами, как "Понедельник начинается в субботу" Братьев Стругацких, "Заповедник гоблинов" Клиффорда Саймака и даже с короткой повестью Роберта Хайнлайна "Магия, инк". Ведь юмор, историческая эрудиция, фантазия и чисто житейская мудрость смешаны в ней в идеальной пропорции. А что еще нужно для хорошей фантастики?