НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ЭТОГО УДИВИТЕЛЬНЕЙШЕГО МЕСТА СТОЛИЦЫ
Изначально в местности, где находится ныне Зачатьевская обитель, был монастырь, носивший название Алексеевского. Его основали в 1360 году святитель Алексий – митрополит Московский и родные его сестры – благочестивые девицы Иулиания и Евпраксия. Это была первая в городе девичья обитель, настоятельницей которой стала Иулиания – старшая из сестер. Основательницы посвятили свое детище памяти святого Алексия, человека Божия – небесного покровителя любимого их брата.
В ту пору местность эта представляла собою заливные луга, расположенные между Москвой-рекой и протекающей неподалеку речушкой Остоженкой. Именовался данный участок земли Остожьем – то есть местом, куда свозили с сенокосных угодий стога.
В начале монастырского летоисчисления высилась здесь всего лишь одна невеликая церковь в память о святом Алексии, человеке Божием, рядом с которой возвели сестринские кельи и несколько хозяйственных построек. Тут же устроили и погост. Все это обнесено было оградой из деревянных кольев – такой вид имела обитель в начале своей истории. Проживало в ней 30 насельниц, уклад жизни которых был весьма строг, поскольку составили его по подобию Сергиевой мужской обители.
Постепенно появились у священного этого места щедрые благотворители, многие из которых были представителями именитых московских семейств. Благодаря их попечению укреплялось экономическое положение насельниц, взявших на себя заботы о многих сиротах и вдовах.
К несчастью, в 1547 году Алексеевский монастырь полностью выгорел во время Большого Московского пожара. Обитель по велению государя Иоанна Васильевича Грозного перенесли в ту пору в другое место - ближе к Кремлю в урочище Чертолье - туда, где впоследствии по благословению святителя Филарета Московского возвели известный всем храм Христа Спасителя. Однако на пепелище остались жить несколько монастырских насельниц, благодаря стараниям которых через полвека здесь снова возродилась иноческая община. Возрожденная обитель получила название Зачатьевской – в память о Зачатии праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы.
Огромнейший вклад в богоугодное дело восстановления монастыря внесли в то время царственные супруги Феодор Иоаннович – сын Иоанна Грозного и его супруга Ирина Годунова, которые воссоздали эту обитель по обету в надежде испросить у Небесного Владыки наследника престола.
В 1928 г. прославленный Зачатьевский монастырь упразднили, но его насельницы не рассеялись по разным приходам, а составили малую общину при церкви Пророка Божиего Илии, что в Обыденском переулке. Историк Леонид Беляев даже сделал, в свое время, в связи с этим следующее пояснение: «Зачатьевский монастырь уникален тем, что не прерывал своего существования, как община, и даже в эпоху самых страшных гонений, духовно он существовал. Эта негасимая свеча передавалась из рук в руки через матушку».
Интересно отметить, что до 1969 года жива была одна из сестер упраздненной обители – столетняя старица монахиня Антонина. Когда была она девочкой, случилось заболеть ей неизлечимым недугом. В слезах ее мать поспешила тогда к одному боголюбивому старцу и стала горестно плакать у ног его, что дочь ее умирает. Однако тот благочестивый провидец утешил страдалицу, сказав: «Не горюй! Дочь твоя проживет сто лет и еще немного!» Так все и вышло. Будущая подвижница выздоровела, а войдя в возраст, стала одной из Зачатьевских инокинь. В годы государственного богоборчества и атеизма именно эта монахиня предрекла, что после кончины ее Зачатьевская обитель снова возродится на прежнем своем месте.
В помещениях монастырских построек и церквей в 30-е годы прошлого столетия устроили колонию для беспризорных. Главный собор разрушили, на его месте через несколько лет построили школу.
В дальнейшем в настоятельском корпусе и в трапезной разместили сотрудников Комитета Безопасности. Часть корпусов передали Министерству Культуры. В какой-то период размещались здесь и швейное ПТУ, и мастерская скульптора, и Проектный институт, и даже организация, занимавшаяся валютной экспертизой. На том же месте, где воздвигнут ныне памятник святителю Алексею, в атеистические годы находилась бензоколонка, у которой заправлялись автомобили.
И далеко не сразу после возвращения Церкви ее исторических зданий возродилась в этом месте сестринская община. Находящиеся в центре столицы чиновничьи структуры не хотели выезжать с удобно расположенного места. Особенно же возмущалась администрация находившейся здесь школы: будущих насельниц выгоняли отсюда и при помощи охраны, и в буквальном смысле грозили побить их камнями. Однако с помощью Божией и предстательством небесных покровительниц этого святого места отношения инокинь и арендаторов наладились, и обитель снова возродилась на месте прежнего своего существования.
ОСНОВНЫЕ МОНАСТЫРСКИЕ ХРАМЫ
Это удивительное место в центре столицы историки называют «частицею допетровской Москвы».
Главным собором обители является церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот пятикупольный величавый храм освятили в ноябре 2010 года – спустя 85 лет после разрушения прежнего храма. Росписи же внутренних его помещений завершили только к 2017 году.
Помимо главного престола Рождества Божией Матери в нем находятся также престолы в честь Казанского лика Владычицы и в честь святого Феодора Стратилата и святителя Алексия Московского.
Воссоздавали собор по проектам Михаила Михайловича Посохина – известнейшего советского архитектора, заслуженного педагога Академии архитектурного наследия.
На территории монастыря находится также церковь Сошествия Духа Святого, основанная еще в 1846 году. Строили ее по чертежам знаменитого реставратора и архитектора, идеолога эклектики Михаила Доримедонтовича Быковского – автора множества отечественных памятников, ученика самого Доменико Жилярди, восстановившего многие московские строения, разрушенные в 1812 году солдатами Бонапарта.
Когда-то в этом здании находилась богадельня, соединенная с церковью. Сегодня же в помещении бывшей богадельни устроен придел священномученика Владимира (Амбарцумова) - несгибаемого московского исповедника, пострадавшего от рук богоборцев и расстрелянного 3 ноября 1937 года. По молитвенным обращениям к этому подвижнику совершаются в наши дни многие удивительные чудеса и подаются верующим исцеления.
Под корпусом Святодуховской церкви находится подземная Успенская церковь, освященная 28 августа 2004 года. Она оформлена по подобию гефсиманской усыпальницы Богоматери. Службы проходят здесь только для насельниц, мирян сюда допускают только в Праздник Успения.
Над северными вратами обители находится надвратная церковь Спаса Нерукотворного, заложенная в 1696 году. Строение это сохранилось несколько лучше прочих, потому что его считают памятником московского барокко. В 10-е годы нынешнего столетия церковь эту отреставрировали, воссоздали ее внутреннее убранство и обновили росписи. Богослужения в ней проводятся с 1993 года.
А еще есть здесь часовня образа Божией Матери «Милостивая». Это восьмистолпное строение являет собою сень для мозаичной копии главной монастырской святыни – образа Богородицы «Милостивой». Часовню построили за полгода в 2017 году.
Кроме того, в обители разбит великолепный яблоневый сад, за которым насельницы заботливо ухаживают. Интересно, что обильно плодоносить яблоньки стали в год кончины духовника Зачатьевских инокинь отца Александра (Егорова). С того времени каждый год деревья приносят щедрые плоды, что воспринимается сестрами как благословение, посылаемое из селений небесных предстательствующим за них пред Всевышним духовным отцом. Этот священнослужитель долгий период был хранителем архивов и фотографий ликвидированного монастыря, и именно ему обязаны верующие воссозданием в этом месте духовных традиций по примеру упраздненного первообраза.
Растет у заботливых сестриц также и вишня, и даже виноград, созревающий ко дню Преображения. Насельницы освящают его в этот Праздник и подают затем к трапезе весь сентябрь. Сорт этого черного винограда, по их словам, весьма сладкий.
При обители действует в наши дни богадельня для немощных одиноких стариц, о которых заботятся сестры и помогающие им из числа прихожанок трудницы.
Подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе
Земли, на которых расположен в наши дни подмосковный поселок Барвиха, в 1798 году дарованы были Зачатьевской обители императором Павлом I. Подворье здесь устроили еще в 1900 году.
В 1909 году организовали в этой местности по просьбе местных жителей Покровскую приходскую школу, а немногим позднее возвели рядом сестринские кельи, трапезную, лечебницу и хозяйственные строения. Здесь же разбили огород и прекрасный фруктовый сад. Организовали молочное хозяйство.
В 1910 году по чертежам Александра Афанасьевича Латкова начали строить деревянную Покровскую церковь в стиле русского модерна, которую освятили 16 мая 1911 года. Данный приход стал центром духовной жизни населения окрестных сел. В благодарность жители подарили игуменье Марии (Коробке) крест из золота со следующей гравировкой: «Многоуважаемой матушке игуменье Марии за храм и школу от благодарных крестьян».
В 20-е годы минувшего века подворье ликвидировали. Возродили его лишь в конце ушедшего столетия. Первую Литургию в воссозданной Покровской церкви, возведенной по проекту А.Н. Оболенского, провели в день престольного праздника в 1998 году.
В наши дни, как и во времена былые, инокини занимаются здесь хозяйством и проводят обучение маленьких прихожан и взрослых в Воскресной школе.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИГУМЕНЬЕ ЭТОЙ ОБИТЕЛИ
Настоятельницей обители является игуменья Иулиания (Каледа). О себе сама она рассказывает следующее: «Когда родители мои узнали, что я решила посвятить жизнь Богу, они были против. Папе казалось, что из меня получится очень хорошая матушка, что у меня должно быть много детей и я должна посвятить жизнь семье. В общем то, матушкой я стала и детей у меня много».
Игуменья родилась в семье доктора минералогических наук, церковного писателя Глеба Каляды. В годы гонений отец ее организовал в квартире у себя тайную церковь, а в 1972 году он был рукоположен в священнический сан. С младенческих лет была взращена эта деятельная женщина в атмосфере, где вера и наука не противоречат друг другу, а, напротив, гармонично сочетаются. С детской поры привыкла она к работам на раскопках - к труду тяжелому и «грязному», со множеством мусора, среди которого обрести можно подлинную драгоценность. Это весьма помогло ей в дальнейшем при возрождении из развалин Зачатьевской обители.
ГЛАВНЫЕ МОНАСТЫРСКИЕ СОКРОВИЩА – ЕГО ЧУДОТВОРНЫЕ СВЯТЫНИ
Тысячи паломников приезжают в эту дивную обитель ради поклонения находящемуся здесь чудотворному образу, именуемому «Зачатие праведной Анны», у которого регулярно читается молебен с акафистным пением. По молитвенным обращениям к этому прославленному лику многие супружеские пары испросили наследников.
В особо устроенном шатре Рождественского собора находится еще один чудотворный лик - образ Божией Матери «Милостивая». Это главная монастырская реликвия, весьма почитаемая паломниками, притекающими к ней со всех регионов нашего обширного Отечества. Икона эта облачена в старинный киот. Некогда богатую ее ризу пришлось снять, когда в разгар богоборчества спасали инокини святыню от поругания. Ее удалось сохранить, отдав в церковь Пророка Божиего Илии в Обыденском переулке, где находилась она многие годы до возвращения в восстановленный Рождественский собор в 1999 году. Множество прихожан свидетельствует о благодатной помощи, полученной ими по прошениям этому лику Пречистой Богородицы.
Еще одним весьма чтимым ликом Владычицы является находящийся в обители образ Божией Матери «Помощница в родах».
Вместе с ликом Божией Матери «Милостивой» переданы были в обитель после восстановления и другие реликвии, находившиеся в ней до упразднения. Среди таких святынь – старинное Распятие, пребывавшее 70 лет в столичном Ильинском приходе. Данная реликвия уникальна еще и тем, что в наши дни в ее нижнюю часть вмонтированы ювелиром мощевики с частицею Господнего Древа, кусочком камня с горы Голгофы и с переданными монахиням из Святой Земли затвердевшими капельками ПОДЛИННОЙ КРОВИ СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, а потому святыня эта для нас православных практически тождественна Святому Граалю для католиков. Узнав о том, что в обители находятся такие святыни, непрерывным потоком стали приходить поклониться Кресту этому многочисленные паломники.
Здесь есть и еще одна связанная с Искупителем чудесная реликвия – точнейшая копия дарованных Божественному Младенцу волхвами Честных Даров. Инокини уверяют, что эти Дары имеют благодать ограждать притекающих к ним с прошениями прихожан от негативного воздействия лукавых духов, а также подавать верующим крепость и радость духовную. Ковчежец с Дарами, изготовленными в афонском монастыре святого Павла, сестры получили в 2015 году. Перед поклонением этой редчайшей в православных приходах реликвии следует произносить соответствующую молитву:
Еще одной известнейшей святыней Зачатьевской обители, по молитвенным прошениям которой изливаются прихожанам множественные врачевания, является Усыпальница преподобных Иулиании и Евпраксии Московских. У чудотворного этого места получают страждущие по вере своей облегчение недугов. Многие прихожане, зная о том, прикладывают к гробнице преподобных основательниц монастыря небольшие их изображения или личные вещи болящих родственников, которые те потом носят.
Еще одна известнейшая монастырская святыня - Пояс Пресвятой Богородицы.
Это удивительнейшая реликвия. Когда в столицу привозили из святогорского монастыря Ватопеда настоящий Пояс Пресвятой Девы, мудрые Зачатьевские насельницы решили вышить подобный пояс и приложить его к привезенной святыне, чтобы иметь в своей обители всегдашнее напоминание о тех благодатных событиях. Однако Господь устроил все по-иному: их творение увезено было на Афон, где полгода пребывало под ковчегом с Поясом Божией Матери, а также освящено было и на других реликвиях Святой Горы. По истечении полугода освященное изделие инокинь возвратили в монастырь, где находится оно и сегодня. К святыне этой притекают многие паломницы, страдающие женскими недугами, получая по вере своей исцеления.
Есть в месте этом священном почитаемый образ священномученика Киприана и мученицы Иустины с частичками мощей. Как известно, эти Божии угодники защищают притекающих к их заступничеству христиан от всякого рода магических воздействий и прочих чародейских ритуалов. Случилось так, что священномученик Киприан сам пожелал, чтобы частица мощей его осталась в этом благодатном месте. В августе 2005 года, когда честные его мощи привозили в российскую столицу с Кипра, подошла к ковчегу заветному некая 11-летняя отроковица, горько плакавшая над мощами и горячо о чем-то просившая святого. Когда же после ее ухода сестры захотели протереть стекло ковчега специальным полотенцем, к полотну тому чудесным образом, прямо через стекло, пристали частички честных мощей святителя Киприана, а на мощах, находящихся в ковчеге, образовались едва заметные маленькие ложбинки. С той поры прибывает святыня эта драгоценная в монастырском соборе.
Многие паломники приезжают в монастырь и ради поклонения многоцелебным мощам праведного Лазаря Четверодневного. От этой святыни подается также укрепление тем, кто находится в состоянии крайнего отчаяния и уныния.
Прихожанами весьма почитается и находящийся в приделе Казанском собора Рождества Богородицы лик священномученика Владимира (Амбарцумова). Этого праведника верующие чтят как наставника иноверцев, поскольку сам он, от рождения будучи лютеранином, в 33 года принял Православие, за которое отдал впоследствии свою жизнь. Его чтут и как наставника молодежи, так как много трудов посвятил пресвитер просвещению в вере молодых людей и подростков. А еще существуют свидетельства богомольцев, что по молитвенным обращениям к отцу Владимиру находили они бесследно исчезнувших своих близких.
Образ этого праведника прославлен и еще одним дивным чудом. Однажды повредило его пламя стоящей перед ним накренившейся свечи, испортив несколько изображение святого. Сестры передали лик священномученика реставраторам. А во время работ по восстановлению ощутили вдруг мастера исходящее от этого образа благоухание, явственно свидетельствующее о благодати, исходящей от чудесной иконы.
В дивной этой обители есть и многие другие чтимые иконы угодников Божиих и мощи святых подвижников.