Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Меня тянет к недоступным и отстраненным

Почему человек, которого в раннем детстве часто оставляли одного (дома, у бабушки, в больнице) выбирает себе недоступного партнера? Так работает химия «схемы». В данном случае, речь пойдет о схеме покинутости.

Юлия, 20 лет, состоит в отношениях с женатым мужчиной. Каждый раз он уверяет ее, что расстанется с женой, но время идет, и ничего не происходит. Юля сильно привязана к тем редким знакам внимания, которые он иногда проявляет. Иногда она делает попытки выйти из этих отношений, но безуспешно: когда накатывает сильное чувство одиночества, происходит «срыв», ее рука будто сама пишет ему сообщение. Мужчина возвращается, и она снова готова ждать и прощать.

Ловушка или схема – это закономерность в поведении, которая возникает в детстве и закрепляется на всю жизнь. Схемы управляют нашими мыслями, чувствами, действиями и отношениями с людьми. Они лежат в центре нашего самоощущения, и с трудом меняются на протяжении жизни. Схема-терапия, которая относится к разряду долгосрочной, дает возможность существенно снизить воздействие схемы на жизнь человека.

Люди со схемой брошенности/покинутости выбирают себе недоступных или непредсказуемых партнеров. В избегающем копинге (способе справиться со чувствами) они вообще избегают близких отношений из-за страха быть отвергнутыми. Бывает, что «играют на опережение», то есть расстаются первыми, чтобы избежать покидания. В ответ на минимальное отвержение или расставание – отстраняются.

В копинге гиперкомпенсации такой человек постоянно контролирует объект своей привязанности, хочет быть все время на связи, гневно и ревностно реагирует на отдаление партнера.

В случае с Юлей прослеживается цепочка включения внутренних режимов. Покинутый ребенок («мне так плохо и тоскливо одной») – Импульсивный ребенок («хочу быть вместе с ним!») – Беспомощный капитулянт («я никогда не выйду из этих отношений») – Карающий родитель («ну ты и дура, раз снова вляпалась в эту историю!»). Попытки каждый раз вернуться в отношения напоминают приступы компульсивного переедания, когда человек не может справиться с эмоциями и машинально сует в рот пятую шоколадку.

Юля часто чувствует себя эмоционально брошенной. Она не выносит расставания с мужчиной из-за своих чувств в его отсутствие. Когда связь теряется, ее будто бросает в небытие. Тогда она переживает цикл отверженности: страх, скорбь и гнев. Сначала она впадает в панику, как маленький ребенок, который потерял маму в магазине. Эта тревога может продлиться много часов и даже дней, когда вы проверяет мессенджеры и смотрите, был ли человек в сети. Если он был там недавно (хотя и не написал вам) – вас это почему-то успокаивает. Еще интересно, что если вы вдруг едете в путешествие, физически отдаляясь от объекта привязанности, то тревога поначалу также усиливается. Вы вдруг хотите быть как можно ближе к этому человеку.

Со временем тревога проходит, и вам удается смириться с тем, что вы остались одни. Эта скорбь может перерасти в депрессию.. Когда же человек возвращается к вам, вы начинаете злиться на него за то, что он вас оставил, а еще на себя – за то, что вы так сильно в нем нуждались.

Чему нужно научиться Юле?

  1. Проводить время в одиночестве и научиться получать от этого удовольствие. Не становиться навязчивой и липкой.
  2. Повышать уровень самоэффективности и самостоятельности. Делать дела, в которых она может почувствовать себя сильной, деятельной, включенной.
  3. Укреплять самоидентичность через развитие внутреннего взрослого. Здесь будет полезно развивать рациональную часть, поскольку сейчас мышление Юли строится вокруг эмоций.
  4. Составить список «красных флажков», которые смогут просигналить ей, когда на горизонте появится очередной поверхностный, нестабильный или противоречивый партнер. Держаться подальше от тех, с кем она словно на американских горках, даже если они сильнее всего привлекают ее. В противовес этому научиться формировать связи со стабильными людьми.
  5. Понять, что поиск внимания и построение отношений – это разные вещи. В первом случае человек сфокусирован на себе, как ребенок, который сильно хочет мороженое. Во втором случае, он начинает выстраивать диалог, что непонятно для ребенка, но понятно и возможно для взрослого.

Автор: Федоськина Ирина Леонидовна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru