На самом деле, все не так просто, как может показаться. Под этим феноменом есть более глубокое обоснование, обусловленное личностной структурой человека. Объективизировать могу и мужчины, и женщины, так как это не так зависит от пола, однако мы чаще наблюдаем внешние проявления объективизации у мужчин.
Давайте обратимся к понятию объективизации, и здесь нам поможет американский философ и заслуженный профессор в Чикагском университете Марта Нуссбаум, которая исследовала феномен.
В социальной философии объективация - это акт обращения с человеком, как с объектом или вещью. Это часть дегуманизации, акт отрицания человечности других. Сексуальная объективация, акт обращения с человеком как с простым объектом сексуального желания, является подмножеством объективации, как и самообъективация, объективация самого себя. В марксизме объективация социальных отношений рассматривается как "овеществление".
Марта пишет, что есть некоторые критерии, по которым можно выделить проявления объективизации, можно ориентироваться даже на один из них:
- обращение с человеком как с инструментом для чужих целей
- отношение к человеку как к лишенному автономии или самоопределения
- отношение к человеку как к лишенному свободы воли или активности.
- отношение к человеку как к взаимозаменяемому с (другими) объектами
- отношение к человеку как к человеку, лишенному целостности границ и подверженному насилию, "как к чему-то, что допустимо разбивать, разбивать, врываться".
- обращение с человеком так, как будто им можно владеть, покупать или продавать (например, рабство)
- обращение с человеком так, как будто нет необходимости беспокоиться о его переживаниях или чувствах.
Рей Лэнгтон, австралийско-британский профессор философии, предложила добавить еще три свойства в список Нуссбаум:
- обращение с человеком, отождествляемое с его телом или частями тела
- обращение с человеком в первую очередь с точки зрения того, как он выглядит или как он воспринимается органами чувств
- обращение с человеком так, как если бы он молчал, не имея возможности говорить
Объективизация, или обезличивание – это всегда первый шаг к допустимости проявления насилия. Поэтому, когда мы работаем с автором насилия, мы всегда акцентируем внимание на имени пострадавшей стороны, избегаем «эта женщина», «жена», «ребенок», и, конечно, обезличивающие оскорбления.
Это пока моя гипотеза, но, я думаю, что в понимании этого феномена помогают сразу несколько объяснений. Во-первых, это нормы и предписания, свойственные той или иной культуре. Во-вторых, масштабируемый опыт насилия и дисфункциональные семьи, трансгенерационная травма. В-третьих – психоаналитическая теория объектный отношений.
Если будет запрос от читателя, я раскрою эти тезисы подробно, но, чтобы не перегружать, я думаю о том, что в дисфункциональной семье и инвалидирующем окружении отношение к ребенку всегда как к объекту. Я помню, как одна мать говорила в ссоре своей девятнадцатилетней дочери: «ты – мое г*вно, как хочу, так и обращаюсь с тобой, что хочу, то и говорю тебе». Это очень красочно характеризует детско-родительскую объективизацию. Родители далеко не всегда воспринимают ребенка, как отдельную личность, так как существенный дисбаланс власти становится слишком соблазнительным для злоупотреблений, и воспитательный процесс взаимодействия становится авторитарным или, как ни странно, безразлично-попустительским. Ребенка нужно кормить, он не хочет – применяется пищевое насилие. Например, ролик, где мать на игрушке показывает, что будет, если ребенок не поест – она изображает, как мишка отказывается есть, и бьет его по голове, чтобы тот согласился. Есть задача – накормить, потребности и желания ребенка не учитываются. Он – объект заботы.
В отношениях между мужчиной и женщиной встречается такой феномен, как собственничество. Жена воспринимается, как собственная часть тела, и тогда мужчина, избивающий свою жену на улице, отгоняет прохожих: «это моя жена, вы не смете вмешиваться». Партнер может самостоятельно распоряжаться бюджетом, решая самостоятельно, сколько и в каком объеме выдавать деньги неработающей партнерше, не учитывая ее потребности и желания. Партнер может быть убежден, что брак – это абонемент на секс, и считать, что это – обязанность партнерши давать секс по запросу, даже если она не хочет.
Сайты знакомств – кладезь примера объективизации. «Не одна, так другая», не имеет значения личность человека, если идет поиск интимных отношений или содержания. Объективизация со стороны мужчин – это восприятие физиологических параметров женщины, а также набор характеристик, которым она должна соответствовать. Объективизация со стороны женщин – это уровень достатка, показатели роскоши, материальные достижения. Но никто не хочет чувствовать себя объектом.
Причем тут теория объектных отношений? В инвалидирующей семье ребенок, кроме собственного опыта объективизации и самообъективизации, не получает опыта достаточно надежных и здоровых отношений. И тогда, для формирования модели отношений, он опирается на культуральные нормы и стереотипы, где на первый план выходит ролевая модель мужчины и женщины. Мужчина должен то-то и то-то, женщина должна то-то и то-то. Мужчина добытчик, самец, женщина – хранительница очага, мать. Конфликты начинаются в том месте, когда кто-то из партнеров начинает проявлять свои человеческие качества, потребности и желания, и это вводит в ступор, так как так быть не должно, не положено, не понятно, не безопасно, не предсказуемо.
А вот и картинка к топику.