Картина К.Б.Венига "Кормилица навещает своего ребенка" (1886) настолько восхитительна, так сильно притягивает к себе взгляд, что невозможно оторваться.
На полотне изображена глубокая трагедия молодой русской крестьянки, ставшей кормилицей в доме богатого человека.
После получения выгодной для себя работы она пришла навестить ребёнка, оставленного в деревне на руках старушки-матери.
Как картина отразила комфортные условия жизни крестьянки-кормилицы в доме барина
Художнику удалось резко противопоставить роскошь господской жизни и убогость крестьянского быта.
Молодая женщина с двумя барскими детьми будто бы из другого мира оказалась в нищете деревенской избы.
Кормилица очень ярко одета. В сарафане чистого ультрамарина, в белой рубашке с пышными рукавами и бордовом кокошнике с золотой вышивкой, она без слов сообщает о своей безбедной жизни в господской семье.
Здоровые, красивые и нарядные дочери барина смотрятся контрастно с фоном земельных цветов лачуги. Тем не менее, активные девочки нашли для себя единственное увлечение в этой избе: они с интересом наблюдают за петухом, бегающим по полу.
Молодая мать наблюдает угасание жизни в собственном ребёнке
А теперь переведём взгляд с пышущей здоровьем девочки в кружевном чепчике, которую женщина держит в руках, на бледное личико её родного ребёнка.
Малютка "с лицом старичка" лежит в берестяной колыбели, накрытый каким-то тряпьём. У него даже нет сил протянуть ручки к своей матери, улыбнуться ей. Взгляд малыша смотрит мимо неё.
А ведь оба этих младенца почти одного возраста, родной даже чуть старше. Он появился на свет немного пораньше ребёнка барина.
Но какая разница между детьми, один из которых получает полноценное питание, а другому достаётся разве что чёрный жёваный хлеб - единственная еда старой крестьянки, а, значит, и малыша. Ломоть этого хлеба мы видим на столе. Рядом стоящий кувшин даёт надежду, что в нём может оказаться, хотя бы, немного коровьего молока.
Казалось бы, мать должна сразу же приложить к груди своё чадо во время свидания с ним. Но - нет. На то и приставлен к кормилице застывший с равнодушным взглядом у двери барский лакей, обязанный досмотреть, чтобы никакого инцидента с кормлением родного дитя у неё не случилось.
Единственное, что, смогла принесла для своего малыша кормилица, так это какую-то микстуру, которую теперь её старушка-мать старательно капает в ложку.
Какое же глубокое страдание матери, теряющей своё дитя, отражено на лице женщины. Какая безнадёжность!
Хотя, надо признать, что ни тёмные круги вокруг глаз, ни мокрые от слёз щёки, не портят её красивого лица с идеальным римским профилем / отметим, что художник К.Б.Вениг шесть лет провёл в Риме, изучая итальянскую живопись/.
Кормилице непереносимо осознавать, что вся её благополучная жизнь в барском доме оплачена ценой жизни её собственного ребёнка.
Госпитализм - болезнь детей, разлученных с матерями.
Любопытно, что некоторые люди считают, что кормилице пришлось посетить своего малыша потому, что он ЗАБОЛЕЛ. Фраза о больном ребёнке даже вписывается ими в название картины.
Однако, младенец не болеет какой-либо инфекционной болезнью. Иначе, разве отпустил бы барин в деревню собственных маленьких дочек? Про опасность заразных болезней тогда уже было вполне сложившееся представление.
Никакая болезнь барским детям не грозит. Этот младенец болен "детским госпитализмом". Он просто тихо угасает, будучи отлучён от своей матери.
Госпитализм - замедлением развития всех функций у ребёнка, пребывающего в отрыве от матери.
Госпитализмом в недавнем прошлом массово болели дети, воспитываемые в интернатах и детских домах после потери матерей. Даже если их там хорошо кормили и содержали в чистоте, они росли слабыми и болезненными, и часто уходили из жизни, будто бы "без причины".
Причина была найдена позже. Она состоит в жизненной необходимости для нормального развития ребёнка тесного контакта с матерью: эмоционального, физического, духовного.
А у младенца с картины художника К.Б.Венига, госпитализм сочетался, к тому же, с неправильным питанием и с отсутствием гигиенического ухода. Как выжить крохе в таких условиях?
Кроме того, мы сегодня знаем о пользе и необходимости солнечного света для полноценного развития детей. Где уж соблюсти это важное условие для обеспечения нормального здоровья ребёнка в грязной и тёмной крестьянской избе?
Критические мнения и суждения о картине.
Следует понимать, что художник намеренно высветил на картине фигуру кормилицы и всех троих детей, хотя, в реальности, в крестьянской избе была полутемнота, и даже горящая лучина мало поправляла дело.
Но именно этот факт наличия яркого освещения на картине ставился художнику в упрёк. Как будто бы он плохо знал крестьянскую жизнь. Как будто он нарисовал "постановочную" картину, где мать картинно склоняется над ребёнком, не проявляя никаких чувств. Приравнивали расположение персонажей на полотне к размещению их на театральной сцене.
Встречала я также мнение, что изображенного на картине сюжета не могло быть в принципе, потому что кормилицам баре запрещали покидать господскую усадьбу, а, уж, тем более, заходить в крестьянские дома. Легко можно было принести заразу и болезни.
Сложно что-либо возражать на это. Мы же сегодня можем лишь догадываться о замысле художника.
Но, если, хотя бы немного, познакомиться с биографией К.Б.Венига, то многое прояснится.
А родился он в многодетной семье, где было двенадцать братьев и сестёр. Он и сам стал потом отцом многодетного семейства. Так что многие вопросы материнства, вскармливания и воспитания детей ему не были чужды.
А уж как поступал с кормилицами каждый конкретный барин, также, наверное, везде было по-разному. Художник отразил лишь один из вариантов.
Возможно, самый гуманный из богатых людей и мог взять к себе в дом кормилицу вместе с её малышом. В этом случае дети - "молочные братья" - воспитывались вместе.
Но, чаще, всё же, было именно так: молодая мать, становясь кормилицей у богачей, была вынуждена оставлять своего новорожденного ребёнка на попечение кого-то из членов семьи и быть готовой, что своего малыша она больше может не увидеть никогда.
Поэтому, становится страшно от понимания, что мать знает: жизненный путь её малыша, увы, скоро закончится. Какой же мукой является для неё ощущение собственного бессилия и невозможности оказать помощь своему родному малышу?
Большое общественное достижение, что сегодня невозможно найти причины для насильственного разлучения матери и ребёнка.
Оправдываете ли Вы существование кормилиц в прежние вроемена? Что больше всего затронуло Вас в картине?
#кормилица #кормилицы #дети #младенец #ребёнок #картина #художник #госпитализм #мать #крестьянка #роскошь #бедность #барин
Эти статьи могут заинтересовать Вас: