Жизнь Загидуллы Шафигуллина напоминает приключенческий роман и представляет собой своеобразный, татарский вариант «американской мечты». Только в роли Дикого Запада в его случае — необъятная Сибирь и Дальний Восток. Купец Загидулла Шафигуллин был уроженцем деревни Акзигитово (ныне Зеленодольский район РТ) и, пожалуй, до сих пор остается одной из самых загадочных исторических фигур этого края.
В истории татарского предпринимательства есть еще один похожий миллионер — Ахмет-бай Хусаинов, накопивший себе колоссальное состояние в оренбургской степи. У обоих схожие вехи биографии. И Загидулла Шафигуллин, и Ахмет Хусаинов рано остались без отцовской поддержки и учились выживать в суровых условиях сословной России, они были вынуждены опекать своих младших братьев, из-за материальной неустроенности не получили должного образования, но из-за своей смекалистости и трудолюбия сумели сколотить солидные состояния.
Однако после накопления капитала начинается совсем не «американская» история: татарские миллионеры тратили огромные средства и силы на процветание нации главным образом на просвещение своего народа. Их никогда не оставляло чувство гражданской ответственности и боли за единоверцев, нищих в своей основе, лишенных света новых знаний и открытий. Именно такие предприниматели выступали двигателями национального прогресса, давшего в начале ХХ века прекрасные плоды в виде великолепных образцов интеллектуального и художественного творчества татарского народа.
Пожалуй, на благотворительной деятельности сходство между Шафигуллиным и Хусаиновым заканчивается. В действительности это были совершенно разные по психологическому складу люди. Собственно, личностными особенностями и характером объясняются многие моменты биографии З. Шафигуллина. Энергичный, прямолинейный, импульсивный Загидулла бай запомнился своим современникам как страстный борец за национальную культуру, сметающий на своем пути всех противников, невзирая на их возраст и былые заслуги. Но обо всем по порядку.
Детские годы в Акзигитово
Будущий миллионер и благотворитель родился 16 декабря 1840 года в самой обыкновенной семье в деревне Акзигитово Цивильского уезда Казанской губернии. Его родители, Бибисапура и Шафигулла, ничем не отличались от многих других крестьян. Они занимались традиционным земледелием, это занятие почти так же традиционно было малоуспешным. Но это был привычный уклад жизни, передаваемый из поколения в поколение. Так жил отец Шафигуллы Рахматулла, а еще раньше прадед Загидуллы Сабханкул. Точно не известно, довелось ли видеть маленькому Загидулле своих дедов Рахматуллу и Мухаммета (отца матери), слушать их наставления и внимать их словам.
Вообще, маленький Загидулла рос как дитя природы. Будучи подростком, он работал пастухом, начиная с весны и до осени проводил время вдали от деревенской жизни. Наверное, по этой причине, а также из-за бедности семьи, он не смог много времени посвятить обучению у деревенского муллы и поэтому был малограмотным. В то время, как его сверстники постигали азы мусульманской науки в деревенских и городских медресе, 17-летний Загидулла отправился на заработки за пределы Казанской губернии, сначала юноша планировал попытать счастья в Приуралье.
Судьба распорядилась так, что он очень мало пообщался со своим отцом, был лишен его отеческих наставлений. Простой акзигитовский крестьянин Шафигулла скончался, когда его старшему сыну Загидулле едва исполнилось 19 лет. На руках у его вдовы остался еще младший сын — семилетний Шайхулла. Семейное горе не сломило молодого Загидуллу, а наоборот, лишь побудило к решительным действиям. Юноша в поисках лучшей доли уехал еще дальше — в Сибирь.
Впрочем, нельзя этот рискованный шаг Загидуллы Шафигуллина воспринимать лишь как следование юношеским мечтам, скорее, им двигали вполне прагматичные задачи, и дальнейшая его жизнь доказывает это. Во-первых, 19-летний юноша остался кормильцем семьи, а крестьянский труд не приносил особого дохода. Единственным выходом было отходничество, т. е. поиски заработка на стороне. Обращает на себя внимание, что в семье Шафигуллы и Бибисапуры выжили только двое сыновей, остальные дети, очевидно, умерли в младенчестве. Конечно, детская смертность в этот период была высокой, однако такие потери очень четко коррелировались с доходами семьи, т. к. напрямую были связаны с условиями жизни. Семья Шафигуллиных была не из богатых, поэтому стремление юного Загидуллы найти доходы вне своего хозяйства не вызывает особых вопросов.
Во-вторых, в этот период, после окончания Крымской войны, только намечалось проведение военной реформы, поэтому продолжались рекрутские наборы. Для семьи, оставшейся без отца-кормильца, отправление старшего сына на многолетнюю службу было равносильно его смерти. Не случайно, что самыми печальными песнями в татарских деревнях всегда были рекрутские баиты. Именно из крестьянской и мещанской среды набирали рекрутов, в то время как богатые люди предпочитали откупиться от этой обязанности. Решением мусульманской общины освобождались от призыва и будущие муллы, сыновья действующих священнослужителей.
Всеобщая воинская служба была введена Александром II лишь спустя полтора десятка лет после отъезда Шафигуллина в Сибирь. Поэтому некоторые татарские юноши во избежание рекрутского набора предпочитали уезжать в Сибирь и на Дальний Восток. В результате, на границе с Китаем во второй половине XIX века постепенно сформировалась небольшая татарская община. Среди таких татар-отходников оказался и юный Загидулла Шафигуллин.
Освоение Сибири по-шафигуллински
Пройдет чуть больше десятка лет, и бывший акзигитовский крестьянин Загидулла Шафигуллин вернется в родную деревню состоятельным человеком. Впоследствии на родине ходили разные толки о происхождении его капиталов. Злые языки распускали слухи о том, что в Сибири он занимался грабежами и воровством, якобы лишь таким образом акзигитовский крестьянин смог разбогатеть в дальних краях. Впрочем, предприимчивые татары в самых разных уголках Российской империи начинали свое торговое дело с малого, иногда удача улыбалась даже бедным старьевщикам. Официальные сведения говорят о том, что Шафигуллин начинал свое дело в Сибири с мелочной торговли галантереей и крымскими яблоками, далее уже расширил торговую специализацию, добавив меха и баргузинскую пушнину. Торговал он преимущественно в Иркутске и Томске.
Кроме официальной информации имеются еще бытующие среди жителей Акзигитово рассказы о сибирской удаче купца Загидуллы Шафигуллина. Так, по одной из таких версий, которая приводится в краеведческой книге И.Г. Тимершина об истории Акзигитово со ссылкой на публикацию А. Муслимовой в газете «Ватаным Татарстан» от 17 мая 1991 года, Загидулла Шафигуллин действительно в юном возрасте ушел в Сибирь с группой татар-лесорубов. Памятуя о развитых в мишарской среде традициях лашманства, вполне можно допустить такой ход событий. Правда, автор тут же пишет, что Загидулла не понаслышке знал все тяготы жизни крепостного крестьянина. Это утверждение настораживает, поскольку среди татарских крестьян не было крепостных. Поэтому попытаемся извлечь объективную информацию из народно-мифических наслоений.
Доля лесоруба быстро надоела энергичному Загидулле и, прихватив с собой топор и острый нож, он отправился в глубь сибирской тайги. Авторы отмечали, что он искал там месторождения золота, сделался старателем, якобы, со второй попытки даже наткнулся на самородок, и с этим связывали его стремительное восхождение в коммерческом деле. Однако современные сибирские исследователи связывают местные мероприятия по разведке золота все же с младшим братом Загидуллы — Шайхуллой Шафигуллиным: успешный предприниматель, не лишенный авантюризма, действительно вел их в начале ХХ века. Но особого успеха эти попытки не имели. Возможно, эта информация о поиске Шайхуллой золота в Сибири дошла и до Акзигитово, передаваясь из поколения в поколение, она стала связываться с фигурой старшего брата Загидуллы Шафигуллина.
Но, в случае с Шафигуллиным, удача скрывалась в сибирской тайге с дикими зверями. В рассказе о поисках Загидуллой золота упоминается его встреча лицом к лицу с медведем, в этой ожесточенной борьбе храбрый лесоруб победил зверя. По словам краеведов, крестьянин долго лечил раны, но потом вновь отправился в лес. Очевидно, что природная ярость, жажда жизни и крестьянская смекалка помогли начинающему охотнику Загидулле раздобыть первого пушного зверя. Вот где понадобился опыт общения с живой природой, полученный во времена пастушеского отрочества вблизи Акзигитово. После охотничьей удачи началась уже торговля Шафигуллина пушниной, которая как товар никогда не теряла в цене.
К слову, здесь надо добавить, что для жителей Акзигитово еще в начале XIX века был характерен небывалый охотничий азарт даже в вопросах создания семьи. В этой деревне молодые люди продолжали практиковать древний обычай умыкания невест. Несмотря на противозаконный характер, лишь за 3 года начала XIX века в Акзигитово было прочитано 18 никахов для похищенных невест.
Видимо, охотничий дух, азарт и авантюризм были в крови Загидуллы Шафигуллина. Именно это заставляло его вновь и вновь вступать в неравную схватку и выходить каждый раз победителем.
Акзигитово всегда рядом
Все это время новоиспеченный Загидулла-бай никогда не забывал о своих родных в Акзигитово, о матери Бибисапуре и младшем брате Шайхулле. Да и сам успешный торговец время от времени наведывался в родную деревню, успевая во время своих коротких визитов заниматься и общественно значимыми делами.
Так, в 1870 году он организовал в Акзигитово мужскую школу, построил двухэтажное здание для нового учебного заведения. Акзигитовское мужское медресе стало единственным высшим мусульманским училищем во всем Цивильском уезде. В 1872 году в одноэтажном доме открылась женская школа. Это был очень прогрессивный шаг для того времени, когда большинство татарских девочек в лучшем случае брали уроки у жены муллы.
Вероятно, Шафигуллиным двигали и личные мотивы. К тому времени он уже обзавелся семьей, у него росли сыновья и дочери, поэтому предприниматель хотел создать для них условия для обучения в родной деревне. Например, по свидетельству Зарифа Башири, старший сын Загидуллы бая Хайрулла учился вместе с ними в акзигитовском медресе. Впоследствии, уже в начале ХХ века, он занимался торговыми делами отца в Иркутске.
В 1876 году забрали в армию младшего брата Загидуллы Шайхуллу Шафигуллина. В отсутствие брата, З. Шафигуллин еще чаще появлялся в Акзигитово. Примерно в этот период он построил новый дом в родной деревне.
Продолжение следует