В этой статье мы рассмотрим психоаналитический взгляд на аддикции, основываясь на идеях классической школы и французской школы психоанализа.
Классическая школа психоанализа, основанная Зигмундом Фрейдом, считает, что аддикции возникают из-за неудовлетворенных психических потребностей. Фрейд утверждал, что человек рождается с тремя основными психическими инстанциями – это эго, суперэго и это. Эго – это рациональная, реалистическая часть личности, которая контролирует поведение и адаптируется к требованиям внешнего мира. Суперэго – это инстанция, которая отвечает за моральные нормы и ценности, которые мы усваиваем от наших родителей и общества. Это – это инстанция, которая представляет наши неосознанные желания и фантазии.
Фрейд утверждал, что аддикции возникают, когда эго неспособно удовлетворить некоторые психические потребности, которые не соответствуют моральным нормам суперэго. Например, человек может испытывать потребность в удовлетворении своих сексуальных желаний, которые не соответствуют моральным нормам общества. Это может привести к развитию аддикции к порнографии или к сексуальным отношениям с большим количеством партнеров.
Французская школа психоанализа, основанная Жаком Лаканом, считает, что аддикции возникают из-за нарушения символического закона.
Лакан утверждал, что существует закон, который определяет наши отношения с другими людьми и нашу позицию в обществе. Этот закон состоит в том, что мы вынуждены жить в соответствии с определенными социальными нормами и правилами. Если человек не может соблюдать этот закон, то он может стать зависимым от определенных вещей или поведений.
Например, человек, который не может соблюдать социальный закон в отношениях с другими людьми, может стать зависимым от наркотиков, алкоголя или азартных игр. Лакан утверждал, что аддикция возникает, когда человек использует определенные вещи или поведения, чтобы заменить недостающие символические связи с другими людьми.
Таким образом, как классическая, так и французская школы психоанализа считают, что аддикции возникают из-за неудовлетворенных психических потребностей. Классическая школа психоанализа сосредоточена на роли эго, суперэго и это в развитии аддикции, тогда как французская школа психоанализа уделяет большее внимание роли символического закона в развитии аддикции. Психоанализ может быть полезным для лечения аддикций, так как он помогает понять глубинные психические причины этих проблем и научиться справляться с ними.
Автор: Адилов Мовсум Еюуб
врач-психиатр
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru