Найти тему

Страницы истории. Краснознаменный линейный корабль «Севастополь»

История краснознаменного линейного корабля «Севастополь». От начала его пути до самого конца. Проектирование и постройка. Героически подвиги экипажа в различные годы службы линкора. Память, увековеченная во времени.

Материал подготовили студентки третьего курса кафедры РТ, группы РС/с-20-1-о,

Лысенко Николь и Литовко Елизавета

Проектирование и постройка

Итоги русско-японской войны оказали катастрофическое влияние на состояние флота Российской империи. Из всех пятнадцати имеющихся эскадренных броненосцев, уцелел лишь один – «Цесаревич». Балтийский завод в Санкт-Петербурге достраивал эскадренный броненосец «Слава», еще два броненосца, строились уже на столичных заводах, однако не без проблем в проектировании, от чего и сроки выполнения задерживались. Все новейшие корабли флота отправлялись в Тихий океан на пополнение эскадры. Это делало Санкт-Петербург беззащитным от нападения со стороны моря.

После окончания войны, Морское министерство претерпело реформы, которые влияли на множественные аспекты проектирования и судостроительства. Решался вопрос вооружения и бронирования флотских кораблей. Именно так все и началось, в 1906 году, с появления первого линейного корабля «Неустрашимый», который задал новые стандарты. Именно тогда, возникла необходимость создать первые российские линкоры. Был объявлен международный конкурс на проектирование первого российского дредноута, итоги которого подводились 28 февраля 1908 года. В конкурсе приняло участие множество судостроительных заводов, в том числе и зарубежных. На рассмотрении имелось двадцать три проекта, а с учетом того, что некоторые предоставляли сразу несколько вариантов, комиссия изучила пятьдесят один проект. На заседании комиссии победу одержал Балтийский завод. Совместно с английской фирмой «Джон Браун», одновременно шла подготовка к строительству четырех огромных кораблей. Одним из которых и был Легендарный Линейный корабль «Севастополь».

Торжественная закладка линейный корабля «Севастополь» состоялась в Санкт-Петербурге, 3 июня 1909 года. Это был 4 по счёту корабль в России, который носил имя столицы Черноморского Флота. Спуск корабля на воду был произведен 16 июня 1911 года. Началась достройка линкора. Его довооружали, ставили броню, производили монтаж систем и механизмов. Пройдя сквозь множество испытаний на этапе достройки, в ноябре 1914 года линкор «Севастополь» вошел в строй.

Первая мировая

По завершении программы испытаний, линкор принял участие в историческом ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В декабре 1914 года, линкоры собрались на рейде в Гельсингфорса и простояли на зимовке во льду до весны 1915 года.

В мае 1915 года началась активная боевая подготовка.

-2

«Севастополь» в гавани Кронштадта

Революция и Гражданская Война

3 марта 1917 года стало известно об отречении императора Николая II от престола. Это и повлекло за собой революцию уже и на флоте. Ход революции и события Гражданской войны плохо сказывались на служащих и офицерах флота. С помощью моряков дредноутов и произошла большевистская революция. После, «Севастополь» провел всю зиму 1917/18 во льдах на рейде Гельсингфорса. Экипаж значительно уменьшился – многие уходили воевать на фонты Гражданской войны. Все остатки флота ввелись в состав Действующего отряда, в который «Севастополь» так и не вошел. Он не принимал участия в боевых действиях в первой половине 1919 года и стоял у стен родного завода в Петрограде.

В октябре 1919 года под командованием С. П. Ставицкого с комиссаром И. Н. Никитиным своей артиллерией линкор отражал второе наступление войск на Петроград, что позволило красным перейти в контрнаступление, остановив продвижение белых. Уже 30 октября буксиры вернули линкор на Балтийский завод.

-3

Зима во льдах на рейде Гельсингфорса

Морские силы Балтийского Моря

31 марта 1921 года в ознаменование 50-летия восстания Парижского пролетариата линкору было присвоено новое наименование «Парижская коммуна». 4 апреля 1925 года линкор вошел в состав полубригады линкоров МСБМ. С 20 по 27 июня принимал участие в походе эскадры кораблей под флагом председателя РВС СССР М. В. Фрунзе в Кильской бухте.

В попытках сохранить превосходство в Черном море, военное руководство СССР приняло решение о переводе линкора «Парижская коммуна», после небольших модернизаций, на Черное море.

-4

«Парижская коммуна» после ремонта, 1925 год

Черное море

«Парижская коммуна» являлась самым сильным боевым кораблем на Черном море, и оставалась таковым вплоть до 1950 года. Она стала гордостью флота, символом возрождения мощи флота. Линкор с любовью называли «Парижанка». За несколько лет на Черном море, она побывала в Новороссийске, ходила вдоль побережий Кавказа, приглашая на борт огромное количество гостей.

-5

Переход «Парижской коммуны» на Черное море, 1930 год

В 1933 -1939 годах, тогда уже Парижская коммуна прошла модернизацию и капитальный ремонт.

Великая Отечественная Война

В Великую Отечественную войну линкором командовали офицеры Ф. И. Кравченко, Ю. К. Зиновьев, М. Ф. Романов. Активное участие в организации его боевой деятельности также принимали флотские полит работники В. Г. Колодкин, Ф. Г. Возный, Г. И. Щербак. Линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 770 миль, произвел 10 арт стрельб по позициям вражеских войск под Севастополем и на Керченском полуострове. «Севастополь» наносил врагу большие потери в боевой силе и боевой технике. Зенитная артиллерия корабля расправилась с 21-ой атакой авиации противника и смогла сбить 3 самолета.

-6

Фотография из книги Годлевского Г.Ф.

Капитан 1 ранга Зиновьев Ю.К., третий справа.

22 ноября 1941 года под Севастополем корабль произвел свои первые залпы, нанеся врагу тяжелый урон, а через месяц «Парижская коммуна» снова подошла к Севастополю и открыла огонь по боевым порядкам врага. В этот раз ею было уничтожено: 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.

-7

«Парижская коммуна». Южная бухта Севастополя (снизу). Памятник линкору «Севастополь», сквер в центре города (сверху)

-8

Карта боевых действий

-9
-10

Залпы линкора. Старший лейтенант А. Романов, «Красный черноморец», сентябрь,1944

-11

Из боевых походов, Краснофлотец Г.Борисов, «Красный черноморец», сентябрь,1944

Вечером 5 января 1942 года на выходе из Новороссийска линкор с поддержкой эсминца «Бойкий» направился к Крымскому побережью для поддержания левого фланга, высадившийся там 44-ой армии. В полночь корабль открыл шквальный огонь по скоплениям вражеских войск, тяжелые штормовые войны мешали стрельбе, но артиллеристы «Парижской коммуны» действовали смело и решительно, выпустив за 27 минут 168 снарядов главного калибра. Огневой налет был произведен настолько внезапно, что противник не имел возможности организовать ответный удар. Стрельбы получили высокую оценку у армейского командования, моторизованная дивизия противника понесла тяжелый урон и была спешно отведена в тыл для переформирования.

-12

Карта боевых действий в феврале 1942 года

С этого дня похода в Феодосийский залив линкор производил регулярно. Через неделю он снова был у берегов Крыма. В ночь на 12 января «Парижская коммуна» обстреляла позиции войска противника в Судаке, куда готовились высадиться части 44-ой армии. Немного позже, в конце февраля «Парижская коммуна» ночью произвела обстрел Феодосийского порта, на который, по данным разведки, стали базироваться торпедные катера противника. Не без помощи эсминцев «Безупречный» и «Бойкий», Феодосийский порт был на долго выведен из строя.

-13

Палуба линкора Севастополь в походе 20-23 марта 1942 года

В середине марта 1942 года, в ночь с 21 на 22 марта, зайдя в Керченский пролив, линкор произвел два огневых налета по укреплениям и скоплениям противника, выпустив более 300 снарядов главного калибра. Во время стрельбы моряки заметили, как от стволов орудий отлетали куски металла, что говорило о предельном износе орудий корабля. Поэтому возвратившийся в Поти линкор встал на ремонт. После чего больше в море не выходил и продолжал стоять у пирса в Поти, вплоть до окончания войны.

-14

Ремонт в Поти

31 мая 1943 года линкору было восстановлено наименование «Севастополь». Даже будучи пришвартованным на базе, линкор «Севастополь» продолжал свой бой. Более 540 его солдат сошли на берег сражаться в частях морской пехоты, защищая Севастополь, Керчь, Москву, Сталинград и Новороссийск. На кануне боев за Кавказ, в августе 1943 года из личного состава артиллерийской боевой части «Севастополя» была сформирована отдельная подвижная 122-миллеметровая артиллерийская батарея, принявшая активное участие в штурме у Новороссийска и на Таманском полуострове. К концу 1943 года противник был отброшен с предгорий Кавказа, разбит под Новороссийском и изгнан с Таманского полуострова. Еще больше боевых заслуг линкору принес 1944 год. Один за одним освобождались наши захваченные города. А в мае главная база Черноморского Флота – Севастополь, была возвращена под контроль Советской армии.

-15

Фото из книги Годлевского Г.Ф.

Мирное время

Несомненно, «Севастополь» можно назвать героическим линкором, пережившим множество трудностей, но доблестные моряки. Служившие на линкоре никогда не сдавались и боролись за свою родину и идеалы до конца. И вот наступил тот момент, которого с волнением ждали все Черноморцы 5 ноября линкор под флагом командующего ЧФ адмирала Ф. С. Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд Севастополя.

-16

«Севастополь» входит на рейд Севастополя (фото с наложением современного вида бухты)

Боевые успехи линкоровцев были высоко оценены. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года линейный корабль Севастополь был награждён Орденом Красного Знамени.

-17

Линкоровцы слушают вождя, Капитан М.Бодров, «Красный черноморец».

В 1953 году корабль был переформирован в учебный корабль, а еще через 3 года разоружен и отправлен на разборку.

-18

Начало демонтажа надстроек линкора, 1957 год

Память

В настоящее время славные боевые традиции линкора продолжают моряки мощного ракетного крейсера «Севастополь».

При исследовании редкого фонда Морской библиотеки имени адмирала М.П. Лазарева в таких периодических изданиях как, «На страже Заполярья», «Флаг Родины», «Красный черноморец» было найдено множество интереснейшей для истории информации.

Так, например, в издании «Флага Родины» за 12 января 1949 год, был опубликован некролог о Юрии Константиновиче Зиновьеве, бывшим одним из командующих линкором «Севастополь»

-19
-20

Ю.К. Зиновьев, «Флаг Родины»

История к 30-му Юбилею Линкора «Севастополь» из издания «Красный черноморец», 17 сентября, 1944 года.

-21

«Юбилей «Севастополя»», «Красный черноморец», сентябрь, 1944

-22

«Вчера на линкоре», Лейтенант К. Никольский, «Красный черноморец», сентябрь, 1944

-23

Гордое имя – «Севастополь», капитан 2 ранга запаса П.Башмаков, «Флаг Родины»

-24

Праздник на линкоре «Севастополь», телеграфное сообщение, Капитан М.Бодров, «Красный Черноморец»