«Когда вы услышите, что об акциях начинает говорить чистильщик ботинок, знайте — пришло время продавать» — цитата, предписываемая Джону Рокфеллеру есть не что иное, как краткий пересказ истории, произошедшей некогда с Джозефом Патриком Кеннеди, известным в свое время богачом.
В 1929 г. он, услыхав от чистильщика обуви его размышления по поводу фондового рынка, понял, что пора выходить из активов. Этот случай подкрепил его интуитивные ожидания резкого разворота бычьего рынка.
Джо полагал, что, когда чистильщики обуви имеют брокерские счета и инвестиционные советы, рынок становится слишком популярным и переполненным, что согласуется с теорией и мыслями его современника Бернарда Баруха: «Таксисты говорят вам, что покупать. Чистильщик обуви мог бы рассказать вам о финансовых новостях дня, работая с тряпками и полировочными щётками. Старый бедняк, который регулярно прочёсывал улицу перед моим офисом, теперь давал мне советы и, я полагаю, тратил милостыню, которую я и другие давали ему, на рынке. У моего повара был брокерский счет, и он внимательно следил за тикером. Их текущая прибыль была быстро унесена штормом 1929 года».
Также Кеннеди объяснял своё успешное выживание в период рыночной катастрофы тем, что он обладал страстью к фактам, полным отсутствием сантиментов и изумительным чувством времени. С тех пор «чистильщик обуви» стал метафорой-намёком «пора уходить», отождествляющей конец фазы мании, в которой все, даже простые разнорабочие, хотят участвовать.
Давайте перенесём эту историю на актуальные российские реалии. Находимся ли мы сегодня на той же роковой стадии рынка, когда инвестиционные советы можно получить от продавцов шаурмы, чистильщиков обуви, бездомных, мастеров по ноготочкам, таксистов и продавцов-консультантов? Как много обычных физических лиц сегодня на Московской Бирже и каково их влияние на ход котировок? Упадут ли цены акций с обрыва под тяжестью огромной популярности? Ответы на эти вопросы вы дадите себе сами, а мы лишь донесём вам свежую официальную информацию на сухом языке цифр.
Российские хомяки
Из школьного курса биологии мы знаем, что хомяки размножаются достаточно быстро. Мосбиржа не стала исключением. На биржевом сленге «хомяки» — это физические лица, зачастую непрофессионалы с небольшими капиталами, которые склонны к стадному чувству на рынке и падки к трендам. На самом деле, этот термин пошёл от английского слова Home (хоум) – дом, что подразумевает трейдера, который торгует на бирже из дома, или же обычное домохозяйство как субъект национальной экономики.
Меньше, чем за полтора года, с октября 2021 г. количество частных инвесторов выросло с 15,3 до 24 млн человек, а это больше, чем 50%. Таким образом, непосредственное отношение к российскому фондовому рынку сейчас имеет каждый шестой россиянин.
Ещё больше в относительных и абсолютных выражениях выросло количество брокерских счетов – с 25 до 40 миллионов. Конечно, здесь свою роль сыграли наложенные на некоторых брокеров санкции и последующий перевод активов к другим несанкционным брокерам, но 1,7 счета на каждого инвестора-физлица – цифра солидная.
Но для рынка не в количестве счетов и физлиц счастье, а в объёмах их торгов, и если проводить анализ с этого аспекта, то понятно, что с объёмами на Мосбирже сейчас туговато, тут и вылезают на поверхность большие спреды, волатильность котировок и кризис ликвидности.
Объём и площадь Ленина
До начала СВО примерно 15–16% физлиц ежемесячно совершали хотя бы одну сделку. С мая 2022 г. этот показатель стабильно колеблется в районе 9–10%.
Мало того, что с начала СВО торговая активность институциональных инвесторов на рынке акций упала в десятки(!) раз из-за заморозки действий нерезидентов из недружественных стран, о чём свидетельствует наш график, так ещё и активность физлиц, которые сами того не ожидая, получили в свои руки эстафетную палочку влияния на рыночные движения, начала сходить на нет. Пусть, конечно, не в десятки, но в несколько раз точно. Если в январе 2022 г. физлица совершали торги на российском рынке акций в среднем на 110 миллиардов рублей в день, то даже в ажиотажном и наводящем панику из-за частичной мобилизации сентябре наторговать на сумму свыше 50 млрд руб они не смогли.
Вот и видим, что при совокупном сокращении торгов на рынке в 4–5 раз физики получили слишком много власти в свои руки на полупустом рынке, что дало им лишние возможности и соблазны для не приветствующихся биржевых манипуляций.
Такая тенденция прямо свидетельствует о том, что котировки многих российских компаний сейчас могут находиться вдалеке от своих справедливо обоснованных рыночных значений. Выходит, что российский рынок акций без крупных зарубежных инвестиционных фондов и страховых компаний превращается в «кухню» по двум принципам.
Во-первых, «кухней» на сленге трейдеров называется рынок с искусственными котировками (мы сегодня прямо-таки погружаем вас в торговый жаргон). Во-вторых, на российском рынке акций становится всё больше «домохозяек» с малым капиталом и инвестиционным опытом, которые при этом начинают объединяться в серую массу частных инвесторов, формировать рыночные котировки и тренды.
Вы наверняка помните одну из самых известных цитат В. И. Ленина про «кухарок». Получается, что теперь это касается и Мосбиржи?
С облигациями, кстати, проблема обстоит не так остро и, как видите, в объёме торгов ими по-прежнему доминируют институционалы. Тут всё объяснимо, ведь они обладают гораздо большими объёмами средств для облигационных займов. Это подтверждает другой наш не менее интересный график.
Да, доля физлиц в объёме торгов облигациями выросла в 2 раза – с 14 до 29%, но при этом 71% контроля облигационного рынка всё равно за сведущими профессиональными инвест домами. Вы возразите, что доля физиков в объёме торгов акциями тоже стрельнула вдвое: с 40% резко перешла рубежи 60% и 70% уже к маю прошлого года, а потом медленно, но верно вышла на плато 80%. Но позвольте, этот рост вдвое составил целых 40%, что перевернуло картину формирования настроений рынка с ног на голову. Инвест дома вместо прежних 60% контроля рынка сейчас имеют менее 20%.
Деривативами, то есть инструментами срочного рынка, частники стали пользоваться тоже гораздо активнее, но всё же фьючерсы и опционы уступают по относительному росту «популярности» из-за своей сложности для начинающих биржевых игроков. На срочный рынок с без того повышенными рисками становится заходить ещё страшнее из-за того, что его может вести в сторону стая голодных «хомяков» даже без намёка на логичность тенденции (здесь можно вспомнить историю с падением фьючерса на природный газ в течение января - февраля уже наступившего года).
Торги валютой, как были, так и остаются прерогативой крупных банков и транснациональных компаний и нам с нашими долларами для турецких отелей там особо ловить нечего.
Предостережение вместо вывода
Без институциональных инвесторов как без силы земного притяжения наш рынок всё больше уходит в свободный полёт, а падение в таком случае будет столь же болезненным, сколь и резким.
Сегодня из каждого утюга и телеграм канала звучат призывы для чайников осваивать фондовый рынок, заходить в кризис, чтобы срубить побольше прибыли на «ультрамегасуперстопроцентногарантированном» отскоке вверх. Брокеры, к сожалению, бросают свои средства и усилия скорее на увеличение числа клиентов с зарегистрированными счетами, нежели на их соответствующую подготовку и обучение.
В итоге мы можем получить такую картину, что продавец шавермы помимо соуса добавляет комплиментом инвестиционный совет по ЛУКОЙЛу и Норникелю. Нам же остаётся надеяться на то, что ситуация на рынке не станет слишком плачевной и не повторит американский сценарий вековой давности. Направляйте свободное время не на выслушивание советов от друзей - пульсян, а на собственное просвещение и развитие в инвестиционной тематике, если она вам действительно интересна.
Хотите больше знаний о том, как инвестировать осознанно? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал «Русские инвестиции» https://t.me/Russia_investment