Найти в Дзене
Redan

Правила выхода на глиссирование. Решаем извечный спор.

Разных мнений о том, что такое режим глиссирования и как определить, глиссирует ли твоя лодка или нет, среди рыболовов, охотников и просто любителей водных прогулок много. Причем, часто эта тема приводит к конфликтам в спорах, высокомерным комментариям типа "Учи матчасть" и т.п.

Наверное, каждый из нас ещё в детстве, отдыхая у моря, реки или озера, развлекался, кидая вдоль поверхности воды плоские камешки. Вода - довольно плотная субстанция, и плоский камешек, летящий под острым углом к поверхности, отскакивает и летит дальше, следующее касание - ещё прыжок, но уже покороче, потом ещё короче, и, наконец, когда скорость полета падает ниже определенного минимума, камешек тонет.

Всякий, кто увлекался этим достаточно долго, подмечал, что чем более плоский камешек, и чем он легче, тем больше будет прыгать, прежде чем утонет. Ещё это зависит от силы броска и верного направления: практически параллельно водной глади. Вот, собственно, первое наше знакомство с таким явлением, как глиссер, или глиссирование. Если ребенок понаблюдательнее, то он заметит, что если с одной стороны камешек плоский, а с другой на нем выступ, кидать нужно плоской стороной вниз.

-2

Ладно, хватит примеров с пляжного отдыха, перейдем к теме статьи: выбор мотора и лодки, чтобы этот комплект легко выходил на глиссер. Во-первых, развеем миф о том, что глиссирование начинается с некой четкой границы скорости: якобы до нее - не глиссер, от нее и выше - глиссер. Цифры в сети называются самые разные, от 15 до 30 км/ч. А если ещё учесть, что зачастую скорость измеряется не по навигатору, а на глаз - получается вообще полный бардак.

Во-первых, между водоизмещающим режимом (когда лодка держится на воде за счёт вытесненной ею воды, уровень которой ниже борта) и идеальным глиссированием, когда с водой соприкасаются лишь винт мотора, а днище - совсем чуть-чуть, то есть лодка скользит по воде за счёт поверхностного натяжения водной глади, есть великое множество переходных режимов.

-3

Общее правило: для катеров с ярко выраженной килеватостью, например, Прогресс-4, что даёт устойчивость на волне и хорошую управляемость, необходима лошадиная сила на каждые 30 кг общего веса катера. А это вес корпуса и всех деревянных добавок: стлани, весла и т.д. Плюс вес самого мотора и бака с бензином для него. Плюс масса поклажи и суммарный вес всех пассажиров.

Давайте ради примера посчитаем общий вес катера Прогресс-4, чтобы узнать мощность мотора, нужного для поднятия его на глиссер. Сухой вес катера со стланями, веслами - около 200 кг. Бак с 12 л бензина - пусть будет 12 кг. Бензин легче воды, но нужно считать и вес бака со шлангом. Два спиннинга и два небольших рюкзака - 20 кг. Два рыболова в теплой одежде и обуви - под 200 кг. Получаем 432 кг. Если взять современный двухтактный мотор 15 л/с, например, Меркури или Ямаха - это ещё 35 кг.

Получаем 465 кг. Если делить на 30, то пол-лошадиной силы не хватает. Но за счёт грамотного распределения вещей и пассажиров в лодке (рулевой не обязательно сидит на корме, в катере может быть рулевое управление, или он может попросту использовать удлинитель румпеля) наш Прогресс-4 выползет-таки в режим глиссирования и пойдет на скорости около 25 км/ч.

Мало? Берите надувную лодку той же длины (4.6 м), с минимальной килеватостью и с мотором-пятнашкой она легко выдаст и 35 км/ч и даже за 40, если совсем плоскодонная. Но она будет очень сложно управляема на волне, при дорожке ее будет сносить ветром, я уж молчу про забрызгивание...

Мои симпатии - на стороне дюралевых корпусов с хорошим килем. Но если вы хотите выжать максимальную скорость - берите ПВХ-плоскодонку. Каждый комплект под свои задачи, как и в других областях жизни.