Борис Кустодиев родом из Астрахани, 1878 года рождения. Мальчик в годовалом возрасте потерял отца, человека образованного: профессора, преподавателя гуманитарных наук. Мать, чтобы прокормить маленького Борю и еще троих детей, музицировала в домах местных купцов, продавала вышивку ручной работы.
Помогал в обучении художественному ремеслу племяннику дядя – давал деньги на частные уроки у живописца и преподавателя Павла Власова. Мальчик отучился в школе при церковном приходе, а после в гимназии. Затем поехал образовываться Петербург, где окончил высшее учебное художественное заведение при академии императора.
Ему посчастливилось работать в мастерских у Савинского и Репина. В годы студенчества Кустодиев помогал писать Репину в качестве ассистента одну из его известных картин. Монументальное полотно, которое готовили под заказ для самого Николая II.
Картины художника можно посмотреть, полистав галерею.
Борис Михайлович быстро становился популярным. Еще будучи студентом, выиграл оплачиваемое путешествие за границу, а также по русским городам продолжительностью целый год. Приз получен за картину “На базаре”, которую он представил в качестве дипломной работы. Училище было окончено в 1903 году с золотой медалью, после чего юноша выехал на полгода в Европу. Там исследовал творчество местных живописцев и многому у них научился, занимаясь в европейских мастерских.
Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя "Шинель" можно посмотреть в галерее.
По возвращении на родину начал практиковаться в жанре графика и даже оформлял Гоголю его “Шинель”. В революционные годы писал карикатурные рисунки на эту тему для сатирических изданий. Художник прочно обосновался на родной земле, построил для своей семьи дом на берегу Волги, который назвал “Терем”. Там он творил, черпая вдохновение в сценах из жизни простых и не очень людей. Его восхищали ярмарки и деревенские праздники. Им автор посвятил целые циклы своих работ с одноименными названиями.
Посмотрите больше работ художника в галерее.
Позже Борис устроился работать в Мариинский театр оформителем, где создавал роскошные эскизы нарядов для пьес, а также декорации. Признанный в профессиональных кругах, он состоял в различных художественных союзах. Мастер успел попробовать себя во многих сферах изобразительного искусства, но главной его любовью всегда оставался портрет.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть портреты работы художника.
Кустодиев очень любил изображать женщин. А делал он это вовсе не так, как коллеги-современники. Дамы на его картинах лишь изредка представали перед зрителем в пышных нарядах того времени. Чаще всего нарядов не было… иногда совсем. Зато были пышные формы. Почти все, как одна, имели небольшой или даже весьма внушительный лишний вес. Поговаривают, что в данном плане Борис Михайлович никогда не скрывал своей позиции, постулируя, что стройные его на творчество не вдохновляют.
Автор работал в особом жанре – “портрет-картина”. Такая подача художественного материала, при которой модель органично вписана в окружающий ее интерьер или природный пейзаж. Вероятно, ему не хотелось концентрировать внимание смотрящего на одной лишь обнаженной натуре. Он давал понять, что все нужно рассматривать целиком, без отрыва от контекста.
Полистайте галерею, чтобы увидеть больше картин.
Женская красота в своей первозданной наготе – не самоцель. Недаром на каждом таком полотне живет какая-то недосказанность. Она порождает еще более яркие эмоции. Заставляет выискивать скрытый глубинный смысл, кроющийся за кажущейся простотой.
Безусловно, на работы художника оказали особое влияние его поездки в Европу. Знакомство с творчеством Рубенса и ему подобных, изображениями богинь античности. Он сам давал этому подтверждение.
Однако наш Кустодиев намного более самобытен и глубок, чем может показаться на первый взгляд. Его пышнотелые прелестницы не обладают идеальными формами древнегреческих богинь, но они “живые”, настоящие. Будь-то чуть напряженный поворот шеи, немного неестественный сгиб руки или покрасневшие щечки – все выдает в модели естественность. Зритель понимает, что она застыла лишь на миг, чтобы в следующее мгновение встрепенуться, игриво повести плечиком. В строгих изваяниях идеальных форм Афродиты или Венеры такой живости нет.
Живописец не делает кальку с картин зарубежных коллег. Он, наоборот, всеми силами старается подчеркнуть русское происхождение своих женщин, восхищается ими. В этом ему помогает фон, национальный колорит. Все, что окружает дев на его полотнах: от вышитых покрывал до расписных теремов. Иногда он нарочито добавляет некоторую сказочность в образы героинь, придавая своим произведениям особую метафоричность.
Во взглядах его красавиц нет сексуального подтекста, они открыты, спокойны и чисты. Посмотрев глубже, можно обнаружить, как сквозь внешний эротизм прорывается печаль автора. О чем он тоскует? Быть может, о том, что наступил новый век, а вместе с ним уходят в прошлое многие ценности, особое жизнелюбие, оптимизм и широта души русского человека.
Картины Кустодиева – это ода настоящей женской красоте в противовес рафинированным анемичным дамам с болезненно бледными, исхудавшими и полными страдания лицами. Вызов стремительно меняющейся моде, уже тогда начавшей возводить на пьедестал несчастных и худых девушек. Его картины отдают дань великой русской традиции, принося с собой немного пикантности и раскованности.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!