1. План составляем на перспективу, определяя будущее экономическое состояние нашей компании – придерживаемся принципа перспективности;
2. При утверждении плановых заданий учитываем имеющиеся производственные мощности (к примеру, десятью автомобилями можно выполнить лишь определенный объем товаротранспортной работы, а не какой нам вздумается) – принцип сбалансированности;
3. Принцип реальности – увязывает наши планы с ожидаемыми заказами от потребителей наших услуг и продукции, а также с объемом средств, находящихся в распоряжении компании;
4. Принцип комплексности: планы охватывают все направления деятельности и все результаты;
5. Если план имеет несколько разделов, то все они между собой будут взаимосвязаны объемными и календарными пропорциями (например, при подготовке энергетического хозяйства к зимнему периоду в третьем квартале понадобится некоторое количество дизельного топлива для автотранспортной техники, на которой работники вспомогательного производства будут совершать объезды структурных подразделений: цехов и мастерских). В примере план работ автотранспортной техники и план затрат по статье «топливо» подчиняются принципу системности.
6. Если при планировании имеется определенная цель и определены условия её достижения и критерии, то при планировании выбираем наилучший вариант действий, другими словами оптимальный (о значении этого слова в нашей деятельности мы уже упоминали). Принцип планирования при этом – оптимальность.
Принципов планирования может быть и больше, но это мои самые любимые, самые конкретные и понятные.
Иногда, при проведении план-факт анализа, мне приходится писать комментарии по отклонениям фактических показателей от плановых и тогда, чтобы текст, который будет читать мой руководитель, был более красочным и помогал мне «реабилитироваться» в его глазах, я говорю так: с целью соблюдения таких принципов планирования как «сбалансированность» и «системность», лимиты затрат были установлены на уровне, соответствующем планам работ (машино-часы) специальной и дорожно-строительной техники.