Найти тему
Изнанка финансовой истории

"Он спас Россию во время войны, возводил заводы, но застал смерть с кучей долгов и был похоронен своими рабочими" Судьба великого Путилова Н

Жизнь русского инженера и предпринимателя Николая Ивановича Путилова похожа на сказку. Впрочем, даже необыкновенные истории в России редко бывают со счастливым концом.

Начало пути

Николай Путилов появился на свет в 1820 году в Новгородской губернии, в семье мелкопоместных дворян. Его отец был ветераном Отечественной войны 1812 года с с малых лет прививал сыну дух патриотизма. Глава семьи ушел из жизни рано, и Николая взяли за казенный счет в Морской кадетский корпус.

После окончания учебы Путилова преподавал гардемаринам математику с астрономией, занимался наукой, а потом ушел в отставку и увлекся изучением строительного дела и морского инженерного искусства.

Победитель невозможного

В 1854 году сын императора Николая I Константин пригласил Путилова и обратился к нему с необычным и смелым предложением. Нужно за короткий срок построить флотилию винтовых канонерских лодок для обороны Кронштадта от англичан. Шла Крымская война, а суда были в плачевном состоянии. На все про все Константин мог дать 200 000, и то своих личных, в казне, как говорится «финансы пели романсы».

В-общем, как в сказке, построй корабли, да побыстрее. И Путилов согласился. Народ на строительство он набрал гениальным способом. Из-за санкций прядильщики тогда остались без работы, иностранцы отказались поставлять пряжу. И предприниматель нанял текстильщиков, обещая обучить всему.

-2

Дело пошло. Всего через несколько месяцев флотилия канонерских лодок была готова и успешно отражала натиск противника. Судна были с виду почти игрушечными, зато маневренными, а пушки у них на борту стреляли отлично. За это Путилова наградили серебряным венком с 81 листами по числу созданных кораблей. В наши дни предпринимателя назвали бы эффективным антикризисным менеджером.

Проект за проектом

Николай Иванович был человеком увлекающимся. Государству нужно отечественное железо для производства корабельных котлов, и предприниматель начал строить металлургические заводы. Вот вам импортозамещение в действии.

-3

В России тогда строились железные дороги, а своих рельсов не было. Путилов в рекордные сроки построил мастерские по их производству «с нуля». Позднее цеха стали заводом, где выпускали не только рельсы, но и паровозы с вагонами в комплекте.

Управленцем Путилов был хорошим. О своих рабочих заботился – строил им жилье, больницы, библиотеки. На праздник устраивал пир на весь мир. Многих работников знал по имени-отчеству, сам вникал во все, трудолюбивых поощрял, а вот лентяев и пьяниц не терпел.

-4

Последний путь

Финальным проектом Путилова стал морской порт в Санкт-Петербурге с каналом, соединяющим «Северную Пальмиру» и Кронштадт. По каналу было быстрее и дешевле перевозить продукцию заводов.

Против проекта выступили транспортные компании, которым выгодно было доставлять грузы по старинке. Они настроили против предпринимателя общественность. Началась травля.

Правительство выделило на строительство не 20 миллионов, а всего 2. Денег катастрофически не хватало, долги росли, и Путилов разорился. Он не выдержал такого удара и в 1880 году умер от сердечного приступа.

-5

Промышленник завещал похоронить его не на погосте, а на дамбе недостроенного морского порта. Царь дал на это разрешение, заметив, что даже если Путилов захотел бы найти последний приют в Петропавловском соборе (усыпальнице императорской семьи), он и тогда бы не возражал.

Путилов был морским офицером, поэтому его по обычаю отпевали в Никольском морском соборе. После окончания службы рабочие промышленника несли его гроб на руках до самого канала 14 километров.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц