Приветствую вас, дорогие друзья!
Как и обещал, сегодня у нас продолжение прогулки по восстановленной спустя более, чем три год простоя трамвайной линии от метро «Семёновская» до «Авиамоторной». В первом выпуске мы с вами осмотрели примерно половину линии от Семёновской площади до Госпитальной площади, сегодня двигаемся дальше к метро «Авиамоторная», заодно также осматривая окружающие линию интересные объекты. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе и начнём!
1. Остановка «Госпитальная площадь». Часть исторических корпусов госпиталя им. Бурденко справа, как мы можем видеть, реставрируют.
2. А на самой площади при повороте на Солдатскую улицу линия делает очень любопытную петлю.
3. Выглядит это вот так. Такой необычный поворот объясняется просто. Раньше здесь находился трамвайный треугольник и со стороны Госпитального моста и Госпитальной улицы сюда шла ещё одна трамвайная линия от Старокирочного переулка. Она проходила от Бауманской улицы по Старокирочному переулку, Лефортовской площади, Малой Почтовой улице, затем по Госпитальному переулку и одноимённым мосту и улице до Госпитальной же площади.
4. Далее процитирую дословно замечательный сайт Александра Елагина «Путеводитель по трамвайной Москве»:
Движение трамваев от Разгуляя до Госпитальной площади было открыто ещё в 1923 году. До 1954 года рельсы этой линии пролегали по Доброслободской улице, Аптекарскому переулку, пересекали трассу по Бауманской улице глухим пересечением и продолжались в Старокирочном переулке и далее. В результате грандиознейшего антитрамвайного "погрома" (иначе произошедшее характеризовать трудно) в 1953-54 годах значительная часть сети в районе Лефортова (включая линии по Старой Басманной, Спартаковской, Новорязанской, Нижней Красносельской, Доброслободской и другим улицам) была уничтожена. Уцелели только некоторые линии, в их числе - по Бауманской улице и по Старокирочному переулку. Для их соединения вместо глухого пересечения был сооружён треугольник, движение по которому началось 25 ноября 1954 года. Линия по Малой и Большой Почтовой улицам в сторону Сокольнической заставы, ответвлявшаяся от трассы к Госпитальному мосту у поворота в Госпитальный переулок, просуществовала ещё немного и была закрыта 4 августа 1958 года.
Казалось, что оставшейся трассе, петляющей по живописным переулкам Лефортова и лежащей в стороне от оживлённых автомобильных магистралей, уже ничто не может угрожать. Многие годы так и было - трамваи 43 и 50 маршрута обеспечивали удобную связь районов метро "Бауманская" и Госпитальной площади. Беда (в виде трассы третьего автомобильного кольца) подкралась незаметно; хотя, по сведениям Вадима Розалиева, при проектировании кольца, которое тогда именовалось "Кольцо В", предусматривалось движение трамваев вдоль трассы автомагистрали. 21 мая 1986 года Госпитальный мост был закрыт на реконструкцию - как было объяснено, после реконструкции этот мост должен был стать частью автомагистрали, которая за мостом должна была в тоннеле пройти под Лефортовским парком. В защиту исторического Лефортова началось массовое общественное движение - ибо тоннель угрожал нарушить и без того шаткое экологическое равновесие и водный баланс парка, да и не место стадам автомобилей в таком уникальном своей историей и архитектурой районе. То были первые годы "перестройки", когда казалось, что мир ещё можно изменить к лучшему; да и люди, ответственные за принятие решений, тоже пленились на некоторое время этой иллюзией и прислушались к мнению народа. (Увы, те годы давно прошли, и с общественным мнением уже давно не принято считаться при принятии решений...)
Итак, строительство кольца через Лефортово было приостановлено. Замерли работы и на полуразобранном Госпитальном мосту. А про трамвай, похоже, просто забыли. Рельсы и контактная сеть на всей трассе продолжали безнадёжно ждать вагонов, покрываясь ржавчиной. В середине 1990-х годов линию, так и не разобранную, залили асфальтом, а контактную сеть после этого сняли. Вновь пошли машины по реконструированному (но так и не расширенному, как планировалось) Госпитальному мосту. А транспортную связь, которую обеспечивала трамвайная линия, так ничто и не заменило.
Вот такая история. Уже долгие годы ходят разговоры о восстановлении этой линии, но воз и ныне там.
5. Своё название Солдатская улица получила 7 июня 1922 г. по находившейся здесь в конце XVII – начале XVIII вв. солдатской слободе. Ранее, с XVIII в. улица называлась Петропавловской, по церкви апостолов Петра и Павла, находящейся на ней.
6. Вид обратно в сторону закрытой линии по Госпитальной улице.
7. И перспектива Солдатской улицы с трубой ТЭЦ-11 ПАО «Мосэнерго» им. М. Я. Уфаева.
8. Справа оградка церкви апостолов Петра и Павла.
9. Храм Петра и Павла в Лефортове (также Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе) очень старый. Он был построен в 1711 г. на средства Петра I в Солдатской слободе полка Ф. Я. Лефорта. Очевидно, на её месте прежде находился деревянный храм конца XVI – нач. XVII вв. Несмотря на пожары 1737 и 1812 гг. здание дошло до наших дней в первоначальном облике.
10. Архаичная для начала XVIII в. архитектура (четверик, увенчанный пятиглавием) позволяет предполагать, что храм воспроизводит облик церкви-предшественницы.
11. В советское время храм не закрывался и сохранил внутреннее убранство XVIII в., в том числе пятиярусный деревянный резной позолоченный иконостас. Главный престол храма – в честь святых апостолов Петра и Павла, в трапезной два придела – св. ап. Иоанна Богослова и прп. Сергия Радонежского.
12. Возвращаемся на линию.
13. Взгляд назад.
14. Линия проходит мимо станции метро «Лефортово» БКЛ и кинотеатра «Спутник», около которых строят-строят, да никак не могут построить пресловутый ТПУ (забор на фото).
15. Далее на линии следует кривая, за которой начинается Авиамоторная улица.
16.
17.
18. Вид обратно. Маленький Витязь на фоне махины панельного жилого дома серии П-55 (1985 г.), состоящего из трёх корпусов.
19. Остановка «Кинотеатр „Спутник”». По правую сторону тянется огромная территория ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова» (основан в 1930 г.).
20.
21. Красивое здание проходной ФГУП ЦИАМ с часами. 1953 г. Основными направлениями деятельности Института являются:
- Разработка прогноза и основных направлений развития авиационных двигателей с учётом достижений мировой авиационной науки и техники.
- Фундаментальные исследования в областях газовой динамики, прочности, теплообмена, горения, акустики.
- Прикладные исследования по формированию облика различных типов воздушно-реактивных, авиационных поршневых и ракетных двигателей; проектированию узлов и систем авиационных двигателей; обеспечению надёжности и безотказности.
- Испытания авиационных двигателей, их узлов и систем в реальных условиях эксплуатации.
- Проектирование стендового оборудования и средств измерений.
- Методология создания двигателей.
- Разработка высокоэффективных ГТУ для энергетики и газоперекачки.
На базе института работают филиалы кафедр МАИ, МФТИ, МГТУ и МЭИ.
22. Дворик напротив. Здание в удручающем состоянии на фото - бывший Московский опытный механический завод в структуре Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. В 1920-е гг. здесь были мастерские товарищества «Победа», выпускавшие металлические кровати.
23.
24. Административный корпус ФГУП ЦИАМ. 1934 г.
25. Несмотря на запуск линии, до 19 февраля продолжал ходить компенсационный автобус № 032.
26. Некрасивый, но совершенно нетипичный (а потому заслуживающий внимания) для Москвы шестиэтажный дом. Построен по индивидуальному проекту в 1990 году.
27. Безымянный переулок в сторону Энергетической улицы. На заднем плане красивые краснокирпичные дома 50-х годов.
28. Авиамоторная улица делает крутой поворот направо.
29. Трамвай на фоне, как я его про себя обозвал: «здания с трубами». Это Всероссийский НИИ нефтяной промышленности (основан в 1954 г.).
30. Здесь я свернул ненадолго во дворы, чтобы полюбоваться моими любимыми редкими для Москвы домами серии МГ-2. Тут их целых пять штук!
31. Все они покрашены в разные цвета, но вот этот зелёный мне понравился больше всего. Построен в 1958 г.
32. Как и его ближайший сосед песочного цвета. А вот серо-голубой на заднем плане старше. Он 1956 г.
33. Классные домики. Прямо за ними проходит Казанско-Рязанское направление МЖД.
34. Уютное место.
35.
36. Вернёмся на линию. Вид обратно.
37. И в сторону метро «Авиамоторная».
38. «Морковка» на фоне ещё двух домиков серии МГ-2.
39. Как же они хороши!
40.
41. Прямо по курсу и строился пресловутый подземный переход, из-за которого линия была закрыта с 2019 г. При этом, ремонт самой линии за всё это время не производился, хотя, казалось бы, отличная возможность была. Смею думать, что в лучших традициях, когда до неё дойдёт дело - будут закрывать на ремонт по выходным.
42.
43. Вот здесь и велось строительство подземника. А слева продолжается строительство второго выхода станции БКЛ, которую интегрируют с этим переходом.
44. Обещают в этом году.
45. Но пока так.
46.
47. Подходим к трамвайной развязке на углу с Красноказарменной улицей.
48. Вид обратно. Слева учебный корпус «И» Московского технического университета связи и информатики в стиле конструктивизм 1930 г. Бывшее общежитие Электротехнического Института Связи (позднее Московский институт инженеров связи (МИИС). Раньше здесь располагалась военная кафедра МТУСИ.
49. 32-й поворачивает на восстановленную линию. Линия налево к метро и по Красноказарменной улице не закрывалась.
50. В сторону метро. Здесь, кстати, хитрая схема организации движения трамваев. Но об этом я расскажу как-нибудь в следующий раз, когда я вновь буду писать про эти края.
51. Вид обратно.
52. И в заключение - Красноказарменная улица у префектуры ЮВАО, где я в начале 2020-го года закончил прощальный поход по маршруту 24-го троллейбуса, который тогда работал последний день.
На этом всё. Надеюсь, что вам было интересно, тем более, что трамваев давненько уже не было. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!