Кто из нас, мои дорогие читатели, не помнит картину Василия Перова "Тройка"?
Глядя на нее, сердце кровью обливается от жалости к этим несчастным детям.
В Дзене популярен рассказ о трагической судьбе мальчика, с которого Перов писал центрального персонажа этого своего гениального произведения.
Я не буду этот рассказ пересказывать. Скажу только — мальчик не надорвался от непосильной работы, потому что картина постановочная.
Но мало кто сомневается, что так оно все в жизни тогда и было. Кое-кто даже ссылается на это произведение, как на бесспорное доказательство беспросветной детской доли в дореволюционной России.
Такова "волшебная сила искусства".
И я понимаю Перова, задача которого, как художника, в данном конкретном случае заключалась в том, чтобы вызвать у зрителя максимальную жалость к несчастным детям. Для чего он правильно расставил акценты, усилив одни моменты и ослабив другие.
Во-первых, бочка для четверых, мне кажется, великовата. Общими усилиями они, возможно, и сдвинут ее с места, но протащит на более-менее значительное расстояние вряд ли смогут. Не проще ли совершить несколько ходок за водой с более мелкой емкостью?
Во времена моего детства мы с ровесниками-дошколятами именно так и делали, таская воду из колонки в пятилитровых бидончиках, когда наши матери велели нам запасти ее для готовки и стирки.
Во-вторых, санки везут не трое, как следует из названия, а четверо — толкающий ее сзади взрослый сливается с серым фоном. Поэтому создается впечатление, что его, как бы, и нет вовсе, а вся тяжесть приходится исключительно на хрупких ребятишек.
И Перову за это можно сказать большое человеческое спасибо, потому что он свою задачу, как художник, выполнил — чувство сострадания к несчастным детям у зрителя вызвал.
Беда в том, что эта его картина стала одной из главных, по которым мы судим о том времени. И это не только ошибочно, но и вредно.
Потому что она поддерживает миф о нашем беспросветном прошлом.
А вот в Америке приблизительно в то же время на очень похожую ситуацию смотрели другими глазами.
Вот картина американского художника Истмена Джонсона по прозвищу "Американский Рембрандт" "По пути в лагерь".
Тоже "Тройка". Тоже дети. Но никакого надрыва, никакой экзальтации.
Просто двое подростков везут бочку, на которой сидит мальчишка, — возможно, их брат, — с кадкой в руках. Насколько я понял, они собирают кленовый сок.
Нормальных размеров бочка, нормальное трудовое детство, нормальные дети, нормальное прошлое.
А теперь о главном, что меня волнует, и чем я хочу с вами поделиться.
Известный российский психолог Сергей Викторович Ковалев вывел формулу благополучия. Благополучие по Ковалеву является суммой возможностей и способностей умноженных на самооценку.
Ковалев считает, что возможности и способности российских граждан превосходят возможности и способности американских. А вот самооценка, наоборот, у американцев значительно превышает нашу. И это кардинально меняет результат в их пользу.
Думаю, на примере этих двух картин, я показал вам, мои дорогие читатели, что причиной нашей заниженной самооценки в значительной мене является "волшебная сила" нашего классического отечественного искусства, в котором страдания затмили все остальные человеческие чувства.
Ваш "Путешественник во Времени"