Найти тему
"Путешественник во Времени"

Русская и американская картины про детей, везущих бочку на санках

"Тройка". Художник Василий Перов (1834 — 1882). 1866 год. Третьяковская галерия.
"Тройка". Художник Василий Перов (1834 — 1882). 1866 год. Третьяковская галерия.

Кто из нас, мои дорогие читатели, не помнит картину Василия Перова "Тройка"?

Глядя на нее, сердце кровью обливается от жалости к этим несчастным детям.

В Дзене популярен рассказ о трагической судьбе мальчика, с которого Перов писал центрального персонажа этого своего гениального произведения.

Я не буду этот рассказ пересказывать. Скажу только — мальчик не надорвался от непосильной работы, потому что картина постановочная.

Но мало кто сомневается, что так оно все в жизни тогда и было. Кое-кто даже ссылается на это произведение, как на бесспорное доказательство беспросветной детской доли в дореволюционной России.

Такова "волшебная сила искусства".

И я понимаю Перова, задача которого, как художника, в данном конкретном случае заключалась в том, чтобы вызвать у зрителя максимальную жалость к несчастным детям. Для чего он правильно расставил акценты, усилив одни моменты и ослабив другие.

Во-первых, бочка для четверых, мне кажется, великовата. Общими усилиями они, возможно, и сдвинут ее с места, но протащит на более-менее значительное расстояние вряд ли смогут. Не проще ли совершить несколько ходок за водой с более мелкой емкостью?

Во времена моего детства мы с ровесниками-дошколятами именно так и делали, таская воду из колонки в пятилитровых бидончиках, когда наши матери велели нам запасти ее для готовки и стирки.

Во-вторых, санки везут не трое, как следует из названия, а четверо — толкающий ее сзади взрослый сливается с серым фоном. Поэтому создается впечатление, что его, как бы, и нет вовсе, а вся тяжесть приходится исключительно на хрупких ребятишек.

И Перову за это можно сказать большое человеческое спасибо, потому что он свою задачу, как художник, выполнил — чувство сострадания к несчастным детям у зрителя вызвал.

Беда в том, что эта его картина стала одной из главных, по которым мы судим о том времени. И это не только ошибочно, но и вредно.

Потому что она поддерживает миф о нашем беспросветном прошлом.

А вот в Америке приблизительно в то же время на очень похожую ситуацию смотрели другими глазами.

Вот картина американского художника Истмена Джонсона по прозвищу "Американский Рембрандт" "По пути в лагерь".

"По пути в лагерь". Художник Истмен Джонсон (1824 — 1906). 1873.
"По пути в лагерь". Художник Истмен Джонсон (1824 — 1906). 1873.

Тоже "Тройка". Тоже дети. Но никакого надрыва, никакой экзальтации.

Просто двое подростков везут бочку, на которой сидит мальчишка, — возможно, их брат, — с кадкой в руках. Насколько я понял, они собирают кленовый сок.

Нормальных размеров бочка, нормальное трудовое детство, нормальные дети, нормальное прошлое.

А теперь о главном, что меня волнует, и чем я хочу с вами поделиться.

Известный российский психолог Сергей Викторович Ковалев вывел формулу благополучия. Благополучие по Ковалеву является суммой возможностей и способностей умноженных на самооценку.

Ковалев считает, что возможности и способности российских граждан превосходят возможности и способности американских. А вот самооценка, наоборот, у американцев значительно превышает нашу. И это кардинально меняет результат в их пользу.

Думаю, на примере этих двух картин, я показал вам, мои дорогие читатели, что причиной нашей заниженной самооценки в значительной мене является "волшебная сила" нашего классического отечественного искусства, в котором страдания затмили все остальные человеческие чувства.

Ваш "Путешественник во Времени"

Мой телеграмм-канал