Часто подписчики моих страниц в социальных сетях меня обвиняют, что у меня все пессимистично. Это по большей части родители моих пациентов. Я – специалист в отрасли реабилитации нарушенной слуховой функции.
Кажется читателям, что мир я вижу не в розовых очках, как того хочется, а серым. Действительно, много пишу о плачевных результатах, об упущенном времени и совсем не радую родителей детей с глухотой радужными перспективами о том, что даже после длительного периода реабилитации и операции по восстановлению слуха, кохлеарной имплантации, ребенок вовсе необязательно будет соответствовать норме слухоречевого развития. Конечно, это никого не радует, не вдохновляет. В свою очередь, даже из маркетинговых соображений и знания того, в чем обвиняюсь, стиль публикаций не меняла никогда. Потому что пишу правду, основанную на многолетнем опыте работы. У меня нет кликабельных сслылок-обещаний, типа: «Вылечу аутизм. Дорого и быстро». И он тоже, кстати не лечится.
Еще лет 6-7 назад среди своих подопечных я все же выделяла категорию успешных пациентов, которых называла «самородками». Оговаривалась и тогда, что она самая малочисленная. Достаточно соблюдения нескольких условий для того, чтобы достичь успеха, казалось мне. Подробно поясняла родителям, что обязательными условиями являются:
- «чистая» глухота, т.е. отсутствие иных сопутствующих нарушений развития у ребенка, помимо нарушенного слуха.
- раннее вмешательство. И оперативное с кохлеарной имплантацией и адекватное педагогическое сопровождение.
- естественная речевая среда. То есть коммуникация такая же как со слышащим ребенком должна быть организована. Крайность, в виде гипертрофированных эмоций, восклицаний и безудержного речевого потока, которая связана с избытком информации родителей, начитанных в интернете, тоже вредит. Потому только естественная речевая среда.
Соблюдение этих трех условия я считала достаточным для попадания в категорию успешных пациентов, которые при врожденной глухоте к школьному возрасту должны были ничем не отличаться от слышащих сверстников и должны были полноценно усваивать школьную программу в общеобразовательной школе.
Годы шли, а практика нещадно демонстрировала мне, что, если и подавал надежды пациент в раннем возрасте, то либо он свернул на путь «иностранца» в возрасте 4,5-5 лет или, минуя эту опасную остановку, сполз вниз к среднему школьному звену. Так по итогам прошлого рабочего года я опубликовала большой материал на тему, что на норму развития вообще ориентир ставить нельзя. Никогда! Даже при соблюдении тех важных трех условий, описанных выше. Конечно, меня как практика-энтузиаста такой вывод сильно удручил, но отрицать очевидное я не могу.
Я стала более пристально рассматривать категорию пациентов, которая должна стать успешной. Необходимо быть очень внимательным при изучении анамнеза, беременности, родов, особенностей моторного развития ребенка. Именно там кроется много секретов. И даже, если мама считает глухоту своего ребенка «чистой», часто выясняется, что это вовсе не так. Потому по возможности следует изучить послеродовой выписной эпикриз. Уже там могут быть описаны тревожные звонки, которые точно дадут о себе знать в проявлениях, когда речь не стартует при соблюдении всех остальных условий, спустя год после имплантации.
Да, педагогам не всегда предоставляют медицинскую документацию ребенка. Но и из беседы с родителем можно выяснить детали родов и течения беременности. И безводный длительный период, и цветные воды, и цитомегаловирус в беременность, и многое другое – все насторожить должно. Равно как и особенности развития моторики, и крупной и мелкой, – тоже очень информативны. Часто родитель, отмечая, что ребенок пошел в возрасте 1,2 г разу оговаривается – это же вариант нормы?! Сразу обозначая свою позицию, что не готов ни к чему сопутствующему. А даже такие незначительные задержки уже могу говорить о том, что моторная сторона речи будет, как минимум, опаздывать в старте.
Раннее вмешательство. Еще не скоро в нашей стране оно встанет на должный уровень, как, к примеру, в Европе. То есть педагогическая коррекция и сопровождение в обязательном порядке будет внедрено до 3-летнего возраста. Сейчас не каждый логопед берется хотя бы продиагностировать ребенка раннего возраста, сразу отсылает: «Приходите в 4-4,5 г». Но я больше тут об оперативном вмешательстве. В нашем узком кругу реабилитации нарушенной слуховой функции почти каждый знает, что необходима РАННЯЯ кохлеарная имплантация, подразумевая под этим возраст до 3 лет, если глухота врожденная. ОТмечаю, что есть огромная разница между операциями, проведенными в 1 г, в 2 г и в 3. Результативность будет падать даже в рамках все того же раннего возраста, увы.
И про естественность речевой среды скажу пару слов. Еще лет 15 назад, когда я только начинала свою практическую деятельность, то информации о том, как реабилитировать и заниматься с такими пациентами почти не было. Ясно было только одно, что классическая сурдопедагогика не подходит. Но сейчас информации об этом в интернете в изобилии. Бесплатно для каждого интересующегося человека как для родителя, так и для педагога представлено множество пособий и методик. Но это привело к другой крайности. Часто начитавшись, родитель превращается в своеобразную педагогическую ипостась, у которого повышенный эмоциональный фон без причины, «разъяренная» мимика и жесты, почему-то повышенная громкость голоса в общении. А речь льется от мам и пап без умолку, как постоянно работающий на фоне ТВ. Но так тоже не полезно и не эффективно! Это тоже может и навредить.
Опять все печально обрисовала? Простите, сейчас исправлюсь. За последнюю рабочую неделю у меня было два новичка в практике, которые сильно вдохновили меня. Я давно не видела подобных. Непременно делюсь.
Познакомилась с пациентом, который уже 15 лет пользуется кохлеарным имплантом (КИ) слева. Второе ухо полностью глухое.
Сколько ему точно нет я не спросила, но на вид 35-40 лет. Он из позднооглохших, слух потерял, когда ему было около 10 лет. Владеет полноценно речью в плане объема и грамматики, но не качества. Присутствует типичный оттенок носовой, нарушено звукопроизношение свистящих, шипящих и соноров, что свойственно для такого длительного пребывания в тишине без контроля подачи собственной речи.
К сожалению, не на полную мощность он слышал все эти 15 лет с КИ. То есть за счет качественной настройки его жизнь со слухом можно было улучшить давно, но почему-то этого никто не сделал, не настроил ему «электронный» слух на максимум возможностей. Он описывал, что сразу после первого подключения процессора импланта, привыкал к первой настроечной карте два года. Кааарл! И почти ничего не разбирал из обращенной речи. 24 месяцааа… Это ужасно долго. Так быть вообще не должно. Да, работала я с ним дольше обычного, но за пару часов мы сделали то, что мужчина не считал возможным за дцать лет. Нет, нормы слухового восприятия все же не будет никогда, но качественно улучшить восприятие обращенной речи в условиях шума точно удалось, сделать звуки насыщенными и богатыми (так описывал он сам).
Я расстроена, что упущено столько времени. Но и воодушевлена, что за пару часов можно было проделать такую большую работу. Эх, ему бы эти пару часов настроечной сессии да в начале пути, в том далеком 2008-м…
Второго мальчишку высокоперспективного я видела вчера. Еще лет пять назад я категорично внесла бы его в ту самую группу самородочных и уверила бы родителей в 100% успешного исхода в реабилитационном периоде. Сейчас же тихо порадовалась столь успешному старту и дала рекомендации родителям, как контролировать ситуацию, чтобы не свернуть на путь иностранца и как сделать успешным обучение в школе в последствии.
Малышу провели все реабилитационные мероприятия по-европейски. У нас в РФ. Очень рано выявили, к 4 месяцам уже был диагноз глухоты установлен и в полгода малыш носил слуховые аппараты, как полагается перед операцией, когда ожидается необходимый набор веса. Он и в аппаратах при диагнозе нейросенсорной глухоты давал незначительные слуховые реакции, что бывает нечасто. В возрасте 10 месяцев произвели двустороннюю операцию и услышал полноценно этот мир малыш в возрасте до года. Да, за час консультации и педагогической диагностики он убедил меня в «чистоте» глухоты. Ребенок сохранен в психоэмоциональном плане, моторно развивался по канонам онтогенеза. Понимание речи на слух уже стартовало.
Родителям подробно разъяснила, что же такое естественность речевой среды. Теперь вместе с ними надеюсь и уповаю на благополучно течение реабилитационного периода. Под контролем встреч раз в полгода. Очень вдохновляющая настроечная сессия случилась вчера.
Хорошенькие пациенты – бальзам на душу. Эти двое за последнюю неделю согрели душу, побольше бы таких. А категория самородочных хоть и малочисленна, но не упразднена.