Найти тему
МИР С НАМИ

Как в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше Исааку Левитану открылась тайна самой сокровенной русской красоты.

Оглавление
Картина Исаака Левитана.
Картина Исаака Левитана.

Юные годы

Родился Исаак Ильич Левитан 18 (30) августа, 1860 г., в интеллигентной еврейской семье.

К 1870 г. семья Левитана перебралась в столицу. В 13 лет Исаак стал студентом столичного училища живописи. Обучался он у Перова, Поленова, Саврасова.

В 1875 г. Исаак Левитан потерял мать. Финансовое положение семьи было настолько плохим, что училище периодически помогало ему деньгами. Через год юный Левитан был освобожден от уплаты за образование.

Еще через год, после смерти отца, Исаак Левитан стал студентом пейзажного класса А. Саврасова.

Товарищ Левитана по училищу, Михаил Нестеров в своей книге воспоминаний "Давние дни",

вспоминал, что на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев, с алым цветком в кудрявых волосах, сильно нуждался, про него ходило в школе много полуфантастических рассказов...
Исаак Левитан.
Исаак Левитан.

После смерти отца у художника наступает период нищеты. Он не мог заработать денег даже на еду.

Товарищи по училищу знали эту тяжелую ситуацию друга и дарили ему холсты, карандаши, краски. Художнику за это было очень стыдно.

Во время обучения в училище Левитан столкнулся с ярким проявлением шовинизма и национализма.

Некоторые преподаватели были возмущены самим фактом того, что художник еврейского происхождения “смеет касаться” русской природы.

Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо диплома художника ему выдали диплом, свидетельствующий о том, что он может работать учителем чистописания.

Становление

В апреле 1885 г. Исаак Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым. Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.

Антон Павлович Чехов был одним из самых близких друзей Исаака Ильича Левитана. Интересно, что сдружились они еще задолго до приобретения им популярности.

Вот как говорил Левитан о работе художника:

"Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве."

Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но сложное детство и беспокойная юность неблагоприятно отозвались на его здоровье. У художника резко обострилось сердечное заболевание.

Картины художника “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение стать преподавателем в училище живописи, студентом которого он когда-то был.

"Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место."

(Левитан И.И.)

Художник в мастерской.
Художник в мастерской.

Болезнь и смерть

В 1896 г. художник вторично переболел тифом. Это обострило аневризму сердца. В 1899 г. он по предписанию врачей отправился в Ялту на лечение. Но заболевание уже приобрело необратимый характер, и лечение не помогло.

И. Левитан ушел из жизни 22 июля (4 августа) 1900 г.

Около 300 этюдов и 40 картин остались незавершенными. В 1901 г. в Санкт-Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка художника.

Более 1000 картин оставил нам Исаак Левитан. Это очень ровный художник, почти каждая его работа может по праву считаться шедевром. Но лишь об одной картине он написал в письме к Третьякову:

«моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием». Речь идет о картине «Над вечным покоем».

Картина художника " Над вечным покоем"
Картина художника " Над вечным покоем"
"Особенно большая заслуга Левитана в том, что он, бывая за границей, не поддался влиянию ни одного из современных тогда, весьма разнообразных и модных течений в европейском искусстве. Все эти влияния Запада не отразились на его творчестве; он до конца своей жизни сохранил свое лицо художника, свою сущность и навсегда остался верным своей родине..."

(Бялыницкий-Бируля В.К.)

Начало Галереи сильных образов смотрите здесь. Продолжение смотреть тут, и тут.

Если понравилась статья, то не забудьте поставить палец вверх!