Подошли к экватору сериала.
Горшок заблудился в каком-то лимбе и мечется между жизнью и смертью, не зная, что выбрать. В линии-фэнтези герои встречают оборотня и гроб без колесиков, а потом теряют друг друга.
В целом, для меня опять неровная серия. Незадалось вот прямо с самого начала: я не поняла сцену открытия. Какая-то комиссия, возможно, пересдача, Горшок тянет билет, потом говорит, что ответ знает, но не скажет (что?!) и начинает рассказывать про панк-рок (зачем?!). Что и кому в этой ситуации герой доказывает? Я, как правильная зануда, не поняла смысл сцены от слова совсем: ответь и иди по своим делам. Ну то есть вроде как вводится мотив создания нового, как смысла жизни, и вторичности созидания как бессмысленности... Но уж очень натянуто, неужели нельзя было изящнее? Или я просто не поняла.
Кстати о правильных занудах. В центре повествования снова Горшок, его воспоминания и взаимодествие с демоническим Шутом, а Князь и вся остальная группа опять становятся фоном. Правильные зануды, видимо, не кинематографичны, что меня расстраивает, но не удивляет. И всё-таки жалко: в конце предыдущей серии друзья говорили про Горшка и его жену, что "их надо разводить", но в этой серии никак не показано, как они это сделали, они снова не акторы. В наркологическую клинику его привозит отец...
О лечении
Как многие (и я в том числе) предсказывали, в серии присутствует наркологическая клиника. И тут, конечно, вся наша медицина от слова карательная представлена во всей своей красоте. При этом очень хорош образ медбрата, такого человека системы, злоупотребляющего своей властью над беззащитными пациентами. В итоге он проникается творчеством группы, и начинает относится к Горшку как к человеку (предварительно избив, но искренне попросив потом прощения). Конфликт отцов и детей, показанный во флешбэках Горшка о своей семье, зеркалится в этом человеке, который пошёл на уступки родителям, нашёл "правильную" (по меркам отца) работу и фактически похоронил себя. Вот такая вот драма человека системы, немного рефлексирующего, как ни странно. И опять - творчество всё побеждает, делает человека человеком.
Сцена на кладбище
Вот здесь тоже хорошо. Я бы даже сказала, что это ключевая сцена серии, хотя она небольшая.
Пройдя лечение и живя с подозрением на ВИЧ, герой плавно погружается в экзистенциальный кризис и депрессивные состояния, которыми мучает себя и окружающих. Размышления о жизни и смерти приводят его на кладбище.
В начале сцены, когда Горшок бродит среди могил, я даже засомневалась, происходит ли дело в реальности, или мы уже перенеслись в сказочную линию. Свет, антураж, всё сбивает с толку. Такое размывание границ между мирами. И просто супер момент, когда он застрял в свежевыкопанной могиле из-за того, что пошёл дождь и стены ямы размыло. Иллюстрация идеи застревания между мирами, попытки выбраться и бессилия что-либо предпринять. Ох, красиво, прямо кожей ощущается вся безысходность героя.
Вытаскивают его странные местные обитатели, тоже как будто не из этого мира:
"Смерть стоит того, чтобы жить" - вспоминаются слова классика, или всё-таки нет? Что лучше: жить с ощущением бессмысленности или умереть? А если умирать страшно, значит ли это, что надо жить? К этим вопросам в разных формулировках постоянно возвращается герой и не может найти какого-то решения, выйти из замкнутого круга.
Конфликт с другом
Путешествуя по лимбу в своей голове, в реальной жизни Горшок умудряется рассориться с Князем. Вот этот сюжет отнесу в минус. Вроде как, напрашивается интерпретация, что вот эти его пограничные состояния приводят к обострению параноидальных опасений, что он теряет лидерство. Но с другой, для меня при просмотре это было как-то неочевидно, непонятна эта связь. Мне всегда казалось, что, теряя понимание, зачем живёшь, уже не держишься за какие-то честолюбивые мысли: деперессия несовместима с честолюбием. С картинным страданием (это я про сцену в бассейне) - да. Но вот со страхом потерять ещё что-то (лидерство и признание?) - спорно, спорно, хотя, возможно, это зависит от характера.
К тому же к личым сомнениям примешиваются творческие разногласия (разное представление о звучании, например), которые (почему-то?) в сериале уходят на второй план. Да и вообще, мне не понятно, как в таком состоянии Горшок мог что-то писать и придумывать.
Поэтому движение сюжетной линии к разрыву в конце серии показалось каким-то искусственным и надуманным. И в худших традициях этого сериала (единственное, за что я его готова одназначно осудить) - очень быстрым.
Линия-фэнтези
И под занавес очаровавшая меня в первых сериях сказочная линия, в этой разочаровала. Невнятная история про оборотня, главная задача которой как будто перекинуть мостик между историей с Повелительницей мух и тем, что героям на некоторое время нужно разойтись по своим дорогам. И, вроде, образ Медведя-Охотника зеркалит те экзистенциальные вопросы, которыми задаётся Горшок в реальности: оборотень, в отличие от героя, осознанно выбирает смерть, чем непонятное существование. Но образ смотрится невнятно. К тому же мне так нравились переклички реальной истории и сказочной, а тут их минимальное количество. В сказке Горшок спасает Князя, защищает в момент взрыва, а в реальности этот мотив никак не зеркалится: Горшок продолжает выедать другу мозг маленькой ложечкой.
В итоге, после всех сомнений и скитаний герой всё-таки выбирает жизнь. Пути главных героев на какое-то время расходятся (причём в сказке в прямом смысле).
В сухом остатке: за сюжет с больничкой создателям респект, экзистенциальные страдания - хуже, конфликты в группе - натянутые, а линия-фэнтези здесь невнятная. Пока так и живём.