Многие думают, что быть командиром воздушного судна (КВС) легко. Особенно, когда речь заходит о пилотах гражданской авиации, то вот уж у кого, а у них-то работа вообще проще некуда: включил автопилот и сиди, не напрягайся. Умная электроника и надёжная автоматика всё сделает и за командира, и за второго пилота. Однако на самом деле работа у лётчиков довольно тяжёлая и вредная.
Как раз из-за вредности лётчики не могут похвастаться большой продолжительностью жизни. А возраст выхода на пенсию у них и вовсе в среднем 35 лет. Давайте разбираться, что это за вредность у них там такая, из-за которой они рано уходят, а в 35 лет и вовсе не нужны.
Итак, начать нужно с её величества радиации. Да, на эшелонах, где летают пассажирские самолёты, радиационный фон довольно сильно превышен. Неспроста многие пассажиры берут с собой дозиметры, когда совершают перелёт, чтобы приборы зафиксировали превышение фона. Об этом и видео много, и фотографий на тематических форумах и соцсетях.
Так вот, если кто-то вдруг подумал, что кабина пилотов защищена от радиации, то пусть для начала попробует представить, как это можно сделать. Я вам скажу, что никак. Потому что на высотах 10 - 20 км источником ионизирующего излучения является и Солнце, и космос и сами верхние слои атмосферы со всеми северными сияниями.
Радиация проникает в кабину пилотов точно также, как и в салон с пассажирами. Там нет свинцовой капсулы. И поэтому пилотам гражданской авиации для выхода на пенсию нужно налетать всего 6 тысяч часов. Это примерно 7 - 8 лет полётов. Причём время учитывается от момента отрыва шасси от ВПП и до момента касания. Вариант типа - я включил двигатели, и стаж пошёл - не проходит.
Даже врачи советуют молодым людям, которые решили стать лётчиками гражданской авиации, обзаводиться семьями и детьми пораньше и не затягивать с этим. Вариант стать отцом после 35 лет для лётчиков не подходит. Потому что упомянутая выше радиация как бы не добавляет здоровья.
Однако если вы подумали, что повышенный фон на эшелоне - это всё, то отнюдь. Потому что кроме фона есть ещё вибрации от работающих механизмов и повышенный шум от них же. Все эти двигатели, а также компрессоры, насосы, генераторы и прочие механизмы производят вибрационный фон и шумовой фон. И разумеется многочасовое ежедневное нахождение в таких условиях здоровья не добавляют.
Также не нужно забывать и про электрические генераторы на борту самолётов, а также всевозможную силовую электронику на мощных транзисторах, которые выдают повышенный электромагнитный фон. Генераторы так и вовсе вырабатывают ток с частотой 400 Гц. Эта так называемая авиационная частота в 8 раз опаснее чем промышленная частота тока 50 Гц. А про вредность от излучения погодного радара, который в носовом обтекателе, так и вовсе говорить излишне.
Отдельно нужно отметить и так называемый стресс-фактор. На лётчиках лежит ответственность не только за себя и за дорогой самолёт, но из жизни пассажиров, которые бесценны. И поэтому каждый взлёт и каждая посадка - это стресс для КВС и второго пилота. Никогда не знаешь, залетит птица в двигатель или нет. Борьба с боковым ветром - это то ещё потрясение. А не очень мягкое касание при посадке - это ни что иное как профессиональная деформация.
А ещё есть постоянные переговоры с диспетчерами, давление от начальства, нескончаемая отчётность и т.д. И поэтому по факту от небесной романтики не остаётся и следа. Она исчезает также быстро, как инверсионный след в небе, оставленный двигателями.
Вот и получается, что в 35 лет лётчики уже не особо и нужны. Им на замену приходит молодёжь, которая пребывает в романтических мечтах о небе, и которую точно также в 35 лет попросят уйти на пенсию.