Найти тему
Журнал МУЗилка

«От Питера до Москвы». 7 песен о двух столицах

Оглавление

Рубрика «Музыкальная география».

Негласный спор двух столиц – Москвы и Петербурга – культурный лейтмотив, нашедший отражение в творчестве очень разных музыкантов, представителей как эстрады, так и русского рока. О Москве и Петербурге написано множество песен, сегодня в рубрике «Музыкальная география» вспомним те, в которых они сопоставляются и переплетаются.

«Ты - Венера, я - Юпитер, ты - Москва, я - Питер»,

- запел в 2021 году Ваня Дмитриенко 16 лет от роду, и благодаря этому хиту стал узнаваемой фигурой современной музыкальной сцены. Написанная юным уроженцем Красноярска песня «Венера-Юпитер», конечно, не о двух городах, поэтому подробный разговор о ней не предполагается. Здесь Москва и Питер упоминаются просто как образы, этот пример "из свеженького" показывает, насколько распространенным приёмом стало сравнение и противопоставление двух городов.

Однажды песню Вани Дмитриенко довелось перепеть Диане Арбениной. Фронтвумен группы «Ночные снайперы» оказалась с ним в паре в шоу «Битва поколений», от Дианы Сергеевны, чья авторская поэзия отличается сложной своеобразной системой образов, слышать такое малое количество простого текста было странно, и, тем не менее кавер, получился. У самой же Арбениной в репертуаре как раз есть песня на подходящую тему, с неё и начнем.

«Москва-Питер-Москва»

Муз. и сл. Д. Арбенина. Исп. гр. «Ночные снайперы»

В судьбе рожденной в Белоруссии и выросшей в Магадане Дианы Арбениной обе русские столицы сыграли важную роль. В последнее время она часто работает в Москве, а как музыкант сформировалась и заявила о себе на берегах Невы. В северную столицу Диана Кулаченко приехала в начале 90-х познакомившись с коренной ленинградкой Светланой Сургановой и создав с ней акустический дуэт, из которого и выросли «Ночные снайперы». Образы и мотивы Петербурга фигурируют во многих песнях Дианы Сергеевны: «Питерская», «Питер-никотин» и другие, реже она обращалась и к Москве, например, один из снайперских хитов называется «Столица».

«Я к Москве, кстати, отношусь очень тепло, никакого противостояния у меня нет. Как бывает? Кого-то любишь, к кому-то относишься тепло. Любви ведь не прикажешь. Когда влюбляешься, то не знаешь, почему. Никто не влюбляется, потому что у человека зеленые глаза. Так и с Питером»,

- говорила Диана Сергеевна о своём отношении к двум русским городам в интервью 2016-го года.

Ещё на раннем этапе творчества группы, после расставания с Сургановой, у «Ночных снайперов» появилась песня, в которой соседствуют образы двух городов. На фоне названных выше хитов о Питере и Москве, композиция под названием «Москва-Питер-Москва» не столь широко известна. В дискографии она зафиксирована в альбоме «Тригонометрия» 2005 года.

-2
И закружится в танце Москва,
И захлебнется Невой,

- поёт Арбенина.

«Трасса Е-95»

Муз. и сл. К. Кинчев, исп. Гр. «Алиса»

«Там, где Нева становится морем» видит Крымский мост Константин Евгеньевич Кинчев. В русском роке принято выделять московскую и питерскую сцену, «Алиса» – пожалуй, самый известный пример группы, которая исторически оказалась «посередине», между двумя сценами и двумя городами, что отразилось в тематике одного из самых известных хитов коллектива.

«Трасса» - о взаимосвязи городов в моём сердце»,

- говорил об этой песне Константин Кинчев.

Заглавный образ– федеральная автомагистраль, соединяющая Москву и Петербург, ныне имеет обозначение М-80, а в культуре и в народной памяти осталась, как «Трасса Е-95», под таким наименованием её запечатлел Константин Кинчев в песне, вышедшей в 1997 году на альбоме «Дурень».

В истории песен авторства Кинчева в источниках часто зафиксирован не только год, но и конкретная дата их написания. Так, «Трасса Е-95» родилась 5 октября 1995, в тот момент музыкант находился не в Питере и не в Москве, а в Рязани. Он сочинил композицию во время гастролей, пока ехал в автобусе. Уже через несколько дней состоялась концертная премьера песни, первыми «Трассу Е-95» услышала тверская публика.

В черно-белом клипе режиссера Андрея Лукашевича, засветилась юная Вера Панфилова – дочь лидера группы «Алиса». Панфиловы – настоящая фамилия творческой семьи. В годы наследница музыканта проявит себя на актерском поприще. Выпускница ГИТИСа состоялась как актриса кино, сейчас в её фильмографии более десятка работ.

«Аничков мост»

Муз. И. Николаев. Ст. П. Жагун исп. И. Николаев

Крымский мост, как один из узнаваемых образов Москвы, фигурирует в песне из репертуара Игоря Николаева, противопоставляясь аналогичной петербургской достопримечательности. Уж где-где, а в Питере, мосты – неотъемлемая часть облика города. Один из самых известных – Аничков. Он и вынесен в название песни 2004 года. Игорь Юрьевич выступил в роли композитора и исполнителя.

«Ты взойдешь на Аничков мост, я стою на Крымском мосту, можно дотянуться до звезд, можно их поймать на лету», -

эти строки сочинил частый соавтор Николаева, известный поэт-песенник Павел Жагун. Их тандем породил такие хиты как «Там нет меня», «Незнакомка», «100 друзей» из репертуара А. Пугачевой и другие. Сотворчеству Николаева и Жагуна был посвящен один из материалов на моём канале.

«Аничков мост» остался не столь известен, композиция участвовала в отборочном туре фестиваля «Песня года-2004», но в финальную часть не прошла, хотя недостатка в песнях Николаева в итоговом концерте в тот год не было. Там прозвучало много других хитов его авторства, в его исполнении были представлены композиции «На обложке журнала», «Приходила боль».

«Ленинградский рок-н-ролл»

Муз. Е. Хавтан, ст. Ж. Агузарова Исп. гр. Браво

В середине 80-х, когда город на Неве ещё назывался Ленинградом, на всю страну зазвучал «Ленинградский рок-н-ролл», ставший одним из первых хитов ярких представителей «столичного рок-н-ролла», возглавляемой Евгением Хавтаном группы «Браво».

Яркой звездой и одной из составляющих успеха группы на раннем этапе творчества была харизматичная солистка Жанна Агузарова, покорившая публику нестандартным вокалом. В этой песне она выступила поэтессой-песенницей. Роль «штатного» композитора в группе на себя взял руководитель – Евгений Хавтан, музыку к «Ленинградскому рок-н-роллу», как и почти ко всем другим песням коллектива, написал он.

 Жанна Агузарова и Евгений Хавтан
Жанна Агузарова и Евгений Хавтан

«Ленинградский рок-н-ролл» фигурирует на первом магнитоальбоме группы1984 года, был издан на официальной дебютной виниловой пластинке, выпущенной мелодией 1987-м, в советских традициях она бесхитростно называлась «Ансамбль «Браво».

Клип на эту песню показали по телевизору в «Утренней почте» в 1986 году. Видео часто появлялось в эфире, что способствовало популярности хита.

«От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы пляшут линии, вокзалы и мосты»,

- при попытке вспомнить песни, где упоминаются обе русские столицы эти строки, наверняка, придут в голову многим.

«Москва-Нева»

Муз и сл. Р. Луговых. Исп. В. Сюткин и Ромарио

У микрофона группы «Браво» снискал славу «стиляга из Москвы» Валерий Сюткин, в группе он проработал пять лет, после чего отправился в сольное плавание.

Спустя много лет, в начале 10-х, в репертуаре прославленного певца появилась песня о «споре двух культур» и двух городов.

«У твоей Москвы и его Невы стало общее что-то, наверное, Вы»,

- запел Валерий Меладович в 2011 в дуэте с Романом Луговых, выступающим под псевдонимом Ромарио.

Он же является автором музыки и текста, преисполненного колоритными образами и словечками двух городов: «парадная - подъезд», «поребрик - бордюр», и даже футбольные клубы «Зенит» и «Спартак» придали словам песни особый смысл. Через характерные образы и символы Сюткин и Ромарио представили романтическую историю.

Валерий Сюткин стал петь «Москву-Неву» и сольно.

«От Питера до Москвы»

Муз., сл. и исп. М. Леонидов

В хите москвичей «Браво» движение осуществлялось от Москвы до Ленинграда, а петербуржец, участник взявшего на себя образ «советских битлов» бит-квартета «Секрет», отправился в обратном направлении – «От Питера до Москвы». Дорожная песня о путешествии между двумя столицами появилась в тот период, когда родной город Максима Леонидова уже сменил название. Композиция была написана и издана вне «Секрета», относится к сольному периоду его творчества, вошла в состав альбома «Командир» 1997 года. Это третья сольная пластинка Максима Леонидова, ознаменовавшая его возвращение в Россию после нескольких лет пребывания в Израиле. Спродюссировал альбом известный «машинист» Александр Кутиков.

После воссоединение «Секрета» хит «От Питера до Москвы» стал исполняться и в составе группы. Песня звучала в программе концерта по случаю 30-летия бит-квартета.

«Цветок»

Муз, ст. С. Любавин исп. С. Любавин и Т. Буланова

История любви между двумя городами зазвучала примерно в тот же период, что и «Москва-Нева» Сюткина и Ромарио, но на этот раз он – из Москвы, а она – из Петербурга. Знакомый сюжет, через образы двух рек и двух городов воплотил в своей авторской композиции столичный музыкант Сергей Любавин. Композиция «Цветок» изначально сочинялась им для исполнения дуэтом. Его партнершей стала уроженка Ленинграда, обладательница трогательной, доверительной манеры исполнения Татьяна Буланова. Любавин рассказывал, что долго размышлял над тем, с кем исполнить эту композицию, среди кандидатур была Елена Ваенга. Решение пришло во сне. Музыканту приснилось, как он поёт эту песню дуэтом с Булановой. К тому моменту лично знакомы они не были. Любавин приехал в Петербург и решился передать песню Булановой через её директора. Сон воплотился наяву. Сложился органичный дуэт музыкантов из двух городов с соответствующей песней.

-4

Клип на песню датирован 2010 годом. В дискографии Сергея Любавина «Цветок» фигурирует на пластинке «Лучшие песни о любви» 2011 года, позже переиздан в 2019 на альбоме «Небо над Римом».

«Голос Татьяны, ее неподражаемый тембр как нельзя точно передал всю глубину чувств, которую переживают два влюбленных героя песни, живущие кто в Москве, кто — в Ленинграде. Я счастлив, что у нас с Татьяной Булановой, с которой я, считай, познакомился во сне, все так отлично получилось в реальной жизни»

- рассказывал Сергей Любавин о работе над песней «Цветок».

Песен, подходящих под тему сегодняшней «музыкальной географии», можно вспомнить намного больше. Приведенные опусы показывают лишь то, что переплетение образов двух столиц – популярный художественный приём. Тема эта избита, но при этом неисчерпаема. У каждого из читателей, наверняка, в запасниках памяти найдутся еще образцы на эту тему.

Материал написан исключительно в развлекательных целях, на базе информации из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.