Найти тему

Можно ли добираться на работу без пробок?

Оглавление

Можно! Около полувека назад в мире была успешно внедрена технология пассажирских перевозок с применением скоростных автобусов — BRT, её еще называют Метробус. Чем она может помочь России и причём тут Политех?

BRT — технология пассажирских перевозок с применением скоростных автобусов. Фото: unsplash.com
BRT — технология пассажирских перевозок с применением скоростных автобусов. Фото: unsplash.com

В последние десятилетия люди всё больше переезжают в города. За последние 20 лет особенно «выросли» Москва, Воронеж, Красноярск, Екатеринбург и Санкт-Петербург. Исходя из числа жителей и их потребностей в городах строят новые районы с высотками, детские сады, школы, больницы, торговые центры и многое другое.

🚌 Не остаётся в стороне и транспортная сеть

Появляются новые маршруты, обновляется автопарк, совершенствуется сервис. Однако большая плотность населения приводит к пробкам на дорогах, перегруженным автобусам, напрасно потерянному времени, чтобы добраться до работы.

Спасти ситуацию, по мнению ученых, может BRT Bus rapid transit. Это технология пассажирских перевозок с применением скоростных автобусов, её еще называют Метробус.

🚎 Чем скоростные автобусы отличаются от обычных?

  • Скоростные автобусы двигаются по выделенным полосам, при этом минимизируются пересечения с другими видами транспорта.
  • Адаптивная работа светофоров обеспечивает приоритет скоростных автобусов перед другими участниками дорожного движения. Такой принцип даёт возможность общественному транспорту двигаться в разы быстрее.
  • Чаще всего при BRT используют многосекционные автобусы — это позволяет перевозить большее количество людей.
  • Закрытые остановки с турникетами, билетными и справочными кассами способствуют более быстрой посадке пассажиров в автобус, поскольку проверка и покупка билетов осуществляется до того, как человек зашел в транспортное средство.
  • Для ускорения посадки используется приподнятая платформа, совпадающая с уровнем пола автобуса.
  • Станции оборудованы информационными указателями в едином стиле, что делает его удобным как метро.
  • Минимальные интервалы между автобусами. В некоторых городах от каждой станции отправляется 2-3 автобуса в минуту.

BRT берет своё начало из бразильского города Куритиба. В 70-е годы здесь было запущена первая линия и это было невероятным спасением от транспортных коллапсов. Позднее примером соседей воспользовались колумбийцы и аргентинцы метробус появился в Боготе и Буэнос-Айресе. Скоростные автобусы хорошо зарекомендовали себя в больших городах Южной Америки и со временем получили распространение в Китае, Индии и других странах.

😵 В России тоже есть метробус!

Белгородский BRT называют смелым проектом. Он появился несколько лет назад. Тестирование BRT обсуждается уже в Москве, Воронеже, Казани, Липецке, Уфе, Волгограде, Челябинске, Ростове-на-Дону.

Белгородский BRT. Фото: Аркадий Гершман, urbanblog.ru/759129.html
Белгородский BRT. Фото: Аркадий Гершман, urbanblog.ru/759129.html

В большинстве стран коридоры для скоростных автобусов определяют транспортные эксперты. Они оценивают пассажиропотоки и решают, по каким маршрутам должен двигаться общественный транспорт.

✅ Коллектив Петербургского Политеха разработал новый метод, который помогает определить оптимальные маршруты

Он основан на критерии экономически оправданного пассажиропотока:

  1. Создаётся цифровая модель транспортной системы города.
  2. Анализируется поведение пользователей транспорта и величины пассажиропотоков на всех участках транспортной сети.
  3. Улицы для создания коридора BRT определяются на основе итерационного алгоритма, включающего на каждом шаге в сеть BRT участки с более экономически оправданными пассажиропотоками.
  4. На смежных участках, не входящих в коридор BRT, пассажиропоток тоже увеличивается. Позже они тоже будут включены в систему BRT.

Учёные Политеха продемонстрировали работу алгоритма на примере транспортной системы Пскова. Данные о системе взяли из открытых источников.

«В модели маршрутной сети Пскова мы последовательно выделяли участки, имеющие наибольший пассажиропоток, и если пассажиропоток на них был выше экономически оправданного значения, то этот участок включался в сеть скоростных перевозок.
Дальше, как по цепочке, появляются все новые и новые участки, которые подходят для скоростных перевозок сеть расширяется, образуя новые экономически оправданные маршруты.
По результатам моделирования применение разработанного алгоритма повысилась скорость обращения пассажиры в приоритете выбирали сформированный маршрут, так как по нему быстрее можно доехать до нужной точки», поделился аспирант Института машиностроения, материалов и транспорта Политеха Иван Печкуров

Сегодня новый метод, основанный на математической модели, уже можно применять в реальных проектах. Главными плюсами такого способа станут высокая эффективность и скорость пассажирских перевозок, экономическая выгода для перевозчиков, удобный сервис для жителей городов.

📌 Исследование реализовано в рамках программы «Приоритет-2030» национального проекта «Наука и университеты».

Полное погружение в мир науки и технологий — на дзен-канале Теория большого Политеха. Подписывайтесь!

Хотели бы вы увидеть систему BRT в своём городе? Или предпочитаете метро? Пишите в комментариях 👇