Найти тему
Секреты Старого Китая

Четыре самых известных вида холодного оружия Старого Китая, или какое самое главное?

Часто читатели спрашивают про совсем уже базовые вопросы традиционного ушу, вероятно, до сих пор не хватает достаточной русскоязычной информации...

Что ж, будем исправлять ситуацию!

Разновидности копья-цян.
Разновидности копья-цян.

Итак, сегодня поговорим о четырех видах оружия (四种兵器 Sì zhǒngbīng qì) или четыре самых известных вида оружия (四大名器 Sì dàmíng qì ).

Эти четыре вида считаются самыми известными. В тоже время они являются основой для использования всего остального широчайшего спектра, что напридумывал за века сумрачный китайский гений. Как минимум того, что входит в канонические 18 видов. Включая даже "гибкое оружие", что на первый взгляд может показаться невероятным. Но сегодня - не о нём...

Итак, четыре основных вида холодного оружия, это

  • однолезвийный меч дао (刀 dāo),
  • копье с упругим древком цян (枪 qiāng),
  • обоюдоострый меч цзянь (剑 jiàn),
  • шест гунь (棍 gùn).
Фехтовальный трактат по технике шеста знаменитого фехтовальщика Чэн Чундоу, автора множества трактатов - по копью, мечу дао и стрельбе из лука.
Фехтовальный трактат по технике шеста знаменитого фехтовальщика Чэн Чундоу, автора множества трактатов - по копью, мечу дао и стрельбе из лука.

Считается, что в том перечне они расположены в порядке значимости на поле боя, однако в культурной традиции каждому из них соответствует своя поговорка, говорящая гораздо более точно о важности каждого оружия. И в этом случае порядок уже несколько иной:

  • князь ста видов оружия образно передаёт превосходство копья над другими видами оружия (百兵之王 bǎi bīng zhī wáng);
  • правитель ста видов оружия говорит про превосходство меча цзянь (百兵之君 bǎi bīng zhī jūn);
  • родоначальник ста видов оружия про шест гунь (百兵之祖 bǎi bīng zhī zǔ), и это вполне адекватно, причем не только относительно древкового оружия: в Старом Китае именно фехтование на шестах часто было базой для овладения всем остальным спектром вооружения, мы о такой системе рассказывали, например, тут;
  • предводитель ста видов оружия про меч дао (百兵之霸 bǎi bīng zhī bà), это не значит, что дао самое мощное и лучшее оружие, это наиболее часто используемое и самое практичное личное оружие.

Термин сто видов оружия (百兵 bǎi bīng) в данном контексте означает:

всё оружие, которое может быть использовано в любой сложной ситуации [включая бой не на жизнь, а на смерть].
Фехтовальный трактат по технике даньдао Чэн Чундоу.
Фехтовальный трактат по технике даньдао Чэн Чундоу.

Хотя все эти четыре вида считаются лучшими, поговорки показывают некую условную иерархию, где главным считается копье, веками бывшее главным оружием на поле боя. По сути, про копье - это единственная поговорка из приведенного выше списка, у которой есть древний источник.

Большинство этих поговорок - довольно поздние, а вот про копье восходит к известной цитате видного копейщика и мечника времен империи Мин (1368-1644) по имени Чэн Чундоу (程冲斗 Chéng Chōngdǒu, 1561-?), который утверждал искусство владения копьем наивысшим, и что копье трудно победить другим оружием:

枪乃艺中之王,以其各器难敌也
Чэн Чундоу оставил после семя несколько важных для последующего развития ушу оружейных трактатов, в том числе и ... трактат по фехтованию шестом монастыря Шаолинь. Все, надеюсь, помните, как в ту эпоху генерал Юй Даю приехал в Шаолинь поучиться, но увидев там полный упадок боевых искусств. сам стал обучать монахов шесту, заодно взяв пару усэнов с собой стажироваться на пиратах-вокоу? По популярной легенде, тиражируемой романами в жанре у-ся, Чэн Чундоу десять лет обучался в храме и, покидая храм, разрушил систему механических манекенов, используемых для экзамена.
Чэн Чундоу оставил после семя несколько важных для последующего развития ушу оружейных трактатов, в том числе и ... трактат по фехтованию шестом монастыря Шаолинь. Все, надеюсь, помните, как в ту эпоху генерал Юй Даю приехал в Шаолинь поучиться, но увидев там полный упадок боевых искусств. сам стал обучать монахов шесту, заодно взяв пару усэнов с собой стажироваться на пиратах-вокоу? По популярной легенде, тиражируемой романами в жанре у-ся, Чэн Чундоу десять лет обучался в храме и, покидая храм, разрушил систему механических манекенов, используемых для экзамена.

Но если вернуться к теме главенства оружия, то надо сказать, что количество таких однотипных поговорок про превосходство какого-либо оружия над другим не исчерпывается вышеприведенным списком. Вот вам еще варианты:

  • главарь ста видов оружия про алебарду цзи (百兵之魁 bǎi bīng zhī kuí), хотя она сошла с арены достаточно давно, как и меч цзянь, практически в одно и тоже время;
  • губитель ста видов оружия опять же про копье (百兵之贼 bǎi bīng zhī zéi), это достаточно распространенное мнение про копье, так как у опытного бойца атаки и контратаки очень быстры, и от искусного копейщика
невозможно уберечься
防不胜防 fáng bù shèng fáng
  • мера смелости [доблесть] ста видов оружия опять же про меч дао (百兵之胆 bǎi bīng zhī dǎn), потому что в руках опытного фехтовальщика
меч дао подобен свирепому тигру
刀如猛虎 dāo rú měnghǔ;
  • мать ста видов оружия опять же про шест (百兵之母 bǎi bīng zhī mǔ).

Кстати большое копье (大枪 dà qiāng) тоже вполне справедливо называют матерью ста видов оружия, а губителем ста видов оружия именуют уже цветочное копье (花枪 huāqiāng).

При этом считается, что технические действия копьём и дао - проще всего освоить, формально и там и там всего два основных действия: колоть и рубить. Но первенство все же отдано копью.

Хотя техника меча свирепая и острая, но лезвие его короткое, поэтому «угроза небольшая», в то время как большое копье известно как «князь ста видов оружия», техника копья изменчива, а древко длинное, то и «угроза большая»
Наставление про стрельбе от Чэн Чундоу. .
Наставление про стрельбе от Чэн Чундоу. .

Постоянный читатель нашего канала сразу задаст вопрос: а где же лук и арбалет?

Хороший вопрос! Самим интересно, почему нет в списке.

Есть такое мнение, что стрельба из лука входит в шести искусств (六藝 liù yì), которые ещё со времен династии Чжоу (1122–256 гг. до н. э) стали обязательной частью системы образования. То есть стрельба уже априори над этой четвёркой.

При этом лук и арбалет не входят в число 18 канонических видов оружия, который кстати сформировался в рамках классического театра времен империи Тан (618-907), где много было постановок на военно-историческую тематику, популярную в народе и знати. А вот лук и арбалет использовались для ведения крупномасштабных боевых действий, а не для индивидуального боя, в отличии от этой четверки и всех остальных из 18 видов.

Вот примерно так, если кратко.

А в завершение немного поэзии, для лучшего понимания старой китайской культуры Мира Цзянъху и странствующих рыцарей (游侠 yóuxiá):

моё копье атакует подобно дракону
而我枪出如龙 Ér wǒ qiāng chū rú lóng
сотрясая Небо и Землю
乾坤撼动 Qiánkūn hàndòng
вой раскалывает небосвод
一啸破苍穹 Yī xiào pò cāngqióng
длинное копье пронзает облака на заре
长枪刺破云霞 Chángqiāng cì pò yúnxiá
отпустите беспокойство за всю свою жизнь
放下一生牵挂 Fàngxià yīshēng qiānguà
глядя на холодную луну [цветом] подобную слоновой кости
望着寒月如牙 Wàngzhe hányuè rú yá
в одиночестве дай волю коню, опустив поводья
孤身纵马 Gūshēn zòng mǎ
жизнь и смерть ничего не говорят
生死无话 Shēngsǐ wú huà

На сегодня - всё.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки - благодаря этому статью увидят больше читателей! Не забывайте делать перепосты, а мы будем продолжать радовать вас интересными, познавательными и полезными материалами по китайской истории, культуре и боевым искусствам!

Всем - хороших тренировок!

Дм. Моисеев, СПб - 2023

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц