Наверняка многие, прогуливаясь по Пречистенской видели красивое красное здание, практически терем, с мозаиками. Сегодня рассказываем, что же это за здание и какова его история.
В начале ХХ века инженер путей и сообщений Петр Николаевич Перцов задумал построить доходный дом, который станет центром притяжения для творческой элиты. Участок для строительства удалось подобрать шикарный: с видом на Кремль и не так давно возведенный Храм Христа Спасителя. По сути локация и обязала строить здание в неорусском стиле, дабы оно органично вписывалось в архитектурный ансамбль.
На разработку проекта нового здания был объявлен конкурс. Конкурсные работы оценивало высоко уважаемое жюри, в которое входила Виктор Васнецов, Василий Суриков, Федор Шехтель, Василий Поленов и другие Великие мастера своего времени. Жюри выбрало победителем Апполинарий Васнецов (брат Виктора Васнецова), однако самому Перцову больше понравилась работа Сергея Малютина (широко известен иллюстрациями сказок Пушкина и росписью первой матрешки). Именно она и была реализована архитектором Николаем Жуковым.
Почему же здание носит имя не самого Петра Николаевича, а его жены?
История прозаичная и для нас сегодня: Перцов участвовал в рискованных и дорогостоящих проектах (в тот момент связанных со строительством железных дорог) и не хотел рисковать своим имуществом, в случае, если что-то пойдет не так).
Архитектурные и дизайнерские особенности
На момент начала строительства на участке располагалось ничем не примечательное трехэтажное здание, которое и было модернизировано в рамках проекта. Здание построено в стиле модерн: его выдают многочисленные башенки, балконы и целая палитра разных по размеру и форме окон.
Самой яркой особенностью фасада конечно являются майоликовые мозаики со сказочно былинными мотивами. Внутри дома эти сюжеты находят отражение в деревянных резных проемах. Что касается мотивов из животного мира, то здесь помимо реальных зверей встречаются и драконы и сказочные птицы. В целом прослеживается концепция волшебного сада.
Судьба дома
После строительства мечта Перцова исполнилась - дом стал центром притяжения для активной творческой интеллигенции. Здесь жили художники, режиссеры и молодые актеры. В 1908 в подвале дома работало кабаре “Летучая мышь”. В скромно обставленном подвале на закрытых вечеринках собиралась творческая богема города и устраивала капустники.
До 1922 года дом не был национализирован, так как Перцов являлся хранителем ценностей Храма Христа Спасителя и сохранил за собой право проживать в непосредственной близости. Однако в 1922 году он был арестован по делу “церковников”. И хоть для него все и закончилось хорошо, в дом он уже не вернулся - его квартира теперь была отдана Льву Троцкому. Остальные квартиры также заняла военная верхушка страны.
В 30х годах дом должен был быть снесен, а на его месте (как и всего квартала) должна была расположиться площадь Дворца Советов, однако, этот план так и не был реализован. С середины 70- в здании располагается Главное управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД.