«Ты будешь бриллиантом для любого режиссёра. Не подведи меня в будущем,» – так напутствовал одну из своих самых любимых учениц во ВГИКе Сергей Герасимов. Лариса Кронберг великого учителя не подвела. И не только на профессиональном поприще.
Дочь этнических поляка и шведки, обворожительная блондинка вошла не только и не столько в историю отечественного кино, сколько в историю самой страны и её разведки. Начало её пути было весьма стандартным – с отцом-военнослужищим семья кочевала по городам и весям, школу Лариса закончила с серебряной медалью, после чего поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Умная и яркая девушка, владевшая несколькими языками, как магнитом притягивала взгляды, к тому же оказалась небездарна – появившись в своём первом фильме «Большая семья» (1954), тут же обратила на себя внимание, хотя роль инженера Зины Ивановой была неглавная и небольшая. В дальнейшем у актрисы крупных ролей так и не появилось, да и фильмографию нельзя назвать большой.
Нравилось быть шпионкой
Жизнь Ларисы Кронберг сложилась так, что сосредоточиться ей пришлось на другом. Эта сторона деятельности актрисы оказалась глубоко скрыта от посторонних глаз, но от этого не стала менее захватывающей. Обладательница роскошной внешности и прекрасного чувства юмора, невероятно сексапильная, Кронберг обратила на себя внимание всесильного КГБ СССР и получила предложение о сотрудничестве. Близко знавшие её люди считают, что ей могла нравиться такая работа, на которую она без колебаний согласилась.
Разработка французского дипломата Мориса Дежана продолжалась почти три года, и задействованы в ней оказались даже поэт Сергей Михалков и его супруга Наталья Кончаловская. Именно они и представили 50-летнему послу Франции в СССР Дежану молодую обворожительную актрису Ларису Кронберг-Соболевскую.
Посол как истинный француз был большим ценителем женской красоты. Когда его супруга отбыла из Москвы в отпуск, он решил приятно провести время с советской красавицей. Дежан, конечно, был не в курсе, что проводить время ему придётся не только с желанной Ларисой, но и с двумя её коллегами, один из которых должен был изображать поруганного супруга, некстати вернувшегося из командировки, а второй – его приятеля и свидетеля семейной драмы.
Крепкие парни вытащили Дежана из тёплой постели и принялись его лупить. Тот немедленно признался, что он – французский посол. «Муж» грозил насмерть перепуганному «любовнику жены» всеми карами небесными, оглаской на весь мир и высылкой из страны.
Дежан смог сбежать – такая возможность ему была дана, потому что её заранее предусмотрело начальство. Высокопоставленный сотрудник КГБ, который был в прямом контакте с послом и играл роль крупного советского руководителя, спустя всего несколько часов после разыгравшейся в «супружеской спальне» «драмы» выслушал его личные откровения и просьбы о помощи. И легко склонил Дежана к сотрудничеству, которое продолжалось шесть лет. А ведь Дежан был близким другом самого генерала Де Голля, президента Французской республики. В общем, развлёкся посол с красавицей как надо.
***
Люди, близко знавшие Соболевскую, понимали, что её работа на «невидимом фронте» не закончилась вербовкой любвеобильного французского дипломата, а растянулась на долгие годы.
Сама Лариса почти не упоминала о своём сотрудничестве со спецслужбами, делилась немного лишь с близкой подругой Нонной Мордюковой. Об этом много лет спустя рассказала журналистам сестра Мордюковой Наталья Катаева. Именно Нонна Мордюкова обратилась к тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову и добилась, чтобы всю жизнь прожившей в коммуналке Кронберг-Соболевской выделили отдельную квартиру.
Последние годы жизни Лариса прожила в одиночестве, поддерживала её лишь Наталья Катаева. Сын Соболевской, который жил с отцом в Грузии, по слухам, умер от наркотиков молодым.
Умерла Лариса Кронберг-Соболевская в Доме ветеранов сцены в конце апреля 2017 года в возрасте 87 лет.