Найти тему
Кинопрожарка

5 законодательниц моды из советских фильмов. Как киногероини учили женщин одеваться

Грамотно одетый персонаж дорогого стоит – недаром в кино столько внимания уделяется костюму. Правильно подобранные детали внешнего вида героев запоминаются не меньше, чем сюжетные ходы, и влияют на интерес к фильму и его популярность. Самые удачные образы порождают модные тенденции, создают собственный неповторимый стиль.

Любовь Орлова

Как тогда говорили, Любовь Петровна была «из бывших». На экране русская аристократка из старинного рода Орловых и дальняя родственница Льва Николаевича Толстого в основном воплощала образы девушек из народа – таков был социальный заказ времени. Но даже в скромных нарядах ткачихи, поварихи или письмоносицы она выглядела безупречно – вот что значит умение носить костюм! Что уж говорить про фильм Г. Александрова «Весна» (1947), где у Орловой сразу две «не народные» героини – актриса и женщина-учёный. Элегантные пальто, платья и чудесные шляпки поразили воображение зрительниц, едва начинавших приходить в себя после самой страшной из войн.

     Любовь Орлова в том самом пиджаке в фильме Г. Александрова "Весна" (1947). Фото из открытого источника
Любовь Орлова в том самом пиджаке в фильме Г. Александрова "Весна" (1947). Фото из открытого источника

Пожалуй, впервые в советском кинематографе на даме появляется пиджак мужского кроя с широкими плечами поверх женственного платья в контрастном сочетании светлого верха и тёмного низа. Выглядела Орлова потрясающе стильно. Неудивительно, что такой силуэт тут же стал популярным.

Нью-лук Кристиана Диора на Л. Гурченко в «Карнавальной ночи» (1956) Э. Рязанова

Силуэт с облегающим лифом, узкой талией и очень пышной юбкой Диор придумал ещё в 1940-х годах. В СССР мода на него пришла намного позже и во многом благодаря Леночке Крыловой, которая так полюбилась зрителям в исполнении молоденькой миниатюрной Людмилы Гурченко. Правда, на пороге уже стояли 60-е с их минимализмом, который заметно превосходил сложный силуэт Диора в удобстве и практичности. Тем не менее множество героинь советских фильмов середины и конца 50-х щеголяли в платьях с накрахмаленными юбками, что охотно повторяли и их зрительницы.

     Людмила Гурченко в фильме Э. Рязанова "Карнавальная ночь" (1956). Фото из открытого источника
Людмила Гурченко в фильме Э. Рязанова "Карнавальная ночь" (1956). Фото из открытого источника

И по сей день восторг вызывает не только прелестная песенка про пять минут, но и платье, в котором её исполняет Гурченко на фоне часов, где «двенадцать без пяти».

Иван Васильевич меняет не только профессию, но и художников по костюмам. Отныне этим занимается первый советский кутюрье

     Наталья Селезнёва в нарядах от В. Зайцева в фильме Л. Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Фото из открытого источника
Наталья Селезнёва в нарядах от В. Зайцева в фильме Л. Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Фото из открытого источника

Платья и костюмы работы молодого Вячеслава Зайцева превосходно сели на идеальную фигуру Натальи Селезнёвой. Красное платье рубашечного покроя, надетое на контрастный топ, ослепительно белый брючный костюм и вишенка на торте – розовое платье со смелым сочетанием мини и миди, отделанное геометрическими белыми линиями, стали визитной карточкой фильма не меньше, чем похождения дуэта жулика Милославского и правильного управдома Бунши в далёком прошлом или задушевный разговор служебной овчарки с Антоном Семеновичем Шпаком не лестничной площадке.

«Ирония судьбы, или с лёгким паром!» Легендарное горчичное платье

Барбаре Брыльской этот наряд для встречи Нового года не пришёлся по душе – она узнала, что в кино платье уже «снималось» пару лет назад и поэтому выглядело в глазах известной в Европе актрисы и стильной польской пани старомодным. Горчичный цвет Барбаре тоже не понравился. Но другого платья не предвиделось, костюмер привела в чувство это, пылившееся где-то в закромах «Мосфильма», подогнала его по фигуре Брыльской и пришила к поясу золотистую пряжку.

     Барбаре Брыльской горчичное платье не понравилось, но благодаря ей прославилось. Фото из открытого источника
Барбаре Брыльской горчичное платье не понравилось, но благодаря ей прославилось. Фото из открытого источника

А наутро после премьеры платье проснулось знаменитым – женщины зарисовывали модель и шли к портнихам или садились за шитьё сами.

Похожие фасоны универсальных женственных платьев модельеры предлагают девушками и сегодня. Вечная, в общем, классика на все времена.

«Служебный роман» (1977). Преображение Мымры в принцессу

Унылый коричневый костюм Калугиной Алиса Фрейндлих нашла сама в костюмерных «Мосфильма» – быть некрасивой в кадре она не боялась.

     Чудесное преображение Мымры. Фото из открытого источника
Чудесное преображение Мымры. Фото из открытого источника

Ему на смену пришли два платья: длинное шёлковое со сдержанным цветочным принтом на «домашней» встрече Калугиной и Новосельцева и «рабочее» в мелкую клетку, комбинированное с тёмно-синим воротником, карманами и манжетами, отделанное крупными пуговицами. Оба произвели впечатление не только на товарища Новосельцева и его коллег по статучреждению. Женщины писали Алисе Бруновне Фрейндлих, что несмотря на личные неурядицы под влиянием преображения Мымры начали приводить себя в порядок. Ну и конечно же пытались повторить платья – особенно зрительницам нравилось клетчатое.