Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Клиническая психология для психолога. Патопсихологические синдромы

Продолжаю серию публикаций, иллюстрирующую важность знаний основ клинической психологии для практикующего психолога.

Изучая этот предмет, мы разбираем такие ситуации, как нижеприведённая. А ведь по незнанию родители девочки или учитель приводят ребёнка сначала к психологу. И задача психолога здесь квалифицировать патопсихологический синдром и направить ребёнка к соответствующему специалисту, а не проводить с ребёнком психологические сессии.

Пример:

Девочка 11 лет. Учится в массовой школе в 4 классе. Успевает очень слабо. Физическое развитие соответствует возрасту. В начале беседы плакала, теребила руками одежду, больше молчала. В дальнейшем успокоилась, застенчиво улыбалась, смущалась, старалась добросовестно отвечать на вопросы. Однако допускала большое количество ошибок, которые самостоятельно не отслеживала и не исправляла. Инструкции усваивала частично. Речевая моторика нарушена, фразы короткие, нарушено звукопроизношение, часто встречаются аграмматизмы, недостаточен словарный запас. Затруднено понимание слов и выражений, выходящих за пределы обиходной жизни. Запас знаний об окружающей жизни недостаточный. Восприятие бедное и недостаточное, затруднено восприятие зрительно-пространственных соотношений. Обращает на себя внимание конкретность мышления, испытывает затруднения при оперировании абстрактными понятиями, преобладают конкретно-ситуационные решения задач. Уровень доступных обобщений ограничен, в части заданий с трудом выделяет существенные признаки предметов и явлений, в большей части ошибается, не понимает переносного смысла метафор. Нарушены процессы осмысления, не смогла составить рассказ с последовательным развертыванием сюжета. Процессы непосредственной памяти в пределах нормы, но опосредованное ассоциативное запоминание снижено. Активное внимание неустойчивое, объем, гибкость, переключаемость внимания недостаточные, испытывает трудности в концентрации внимания. Уровень самооценки неадекватно завышен. Общая незрелость личности проявляется в пассивности, внушаемости, недоразвитии познавательных интересов и волевой регуляции.
  • Какой патопсихологический синдром можно предположить в данном случае?

В данном случае можно предположить олигофренический патопсихологический синдром. Для данного синдрома характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Это проявляется в поведенческих особенностях девочки, в эмоциональной неадекватности, нарушенности мышления – излишняя конкретность, трудности с оперированием абстрактными понятиями и другие симптомы.

  • Методики исследования для подтверждения синдрома:

Здесь целесообразно применить различные способы диагностики и определения уровня состояния мышления.

Операционная сторона мыщления - способность к обобщению здесь может быть исследована при помощи методики классификации по группам и “4 лишний”.

Для исследования преобладания у девочки конкретного или абстрактного мышлению, а также способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, можно предложить методику «Выделения существенных признаков».

Также для подтверждения данного синдрома необходимо исследовать речь больного. В анамнезе у девочки есть речевые нарушения, характерные для данного синдрома. Для более тщательного исследования можно применить методику подбора антонимов.

Для данного синдрома характерны нарушения памяти. Здесь можно применить методику запоминания и повторения (называния) предложенных слов или картинок. Для исследования опосредованной памяти можно использовать методику «Пиктограмма», Лурия А.Р.

Также в данном случае нужно исследовать внимание, Для исследования способности к переключению внимания, например, подойдут таблицы Шульте.

Также целесообразно исследовать восприятие, здесь подойдёт субтест «Сложение фигур».

Исследования должны включать как вербальные, так и невербальные методики в целях различения случаев педагогической запущенности и возможной дебильностью испытуемого: субтесты «Цифровые символы», «Сложение фигур», кубики Кооса, тесты по Векслеру, таблицы Равена.

  • Обоснование показаний (противопоказаний) для психокоррекционной работы:

Показаниями здесь являются несоответствие интеллектуального, эмоционального развития девочки указанному возрасту, нарушения мышления, эмоциональной сферы, памяти и речи, что характерно для олигофренического патопсихологического синдрома. Степень несоответсвия может быть определена с помощью вышеназванных методик.

Соответственно психокорреционная работа может вестись по развитию данных психических функций.

Это может быть индивидуальные и групповые занятия, игротерапия, арттерапия и другие виды психокоррекционной работы, соответствующей данному синдрому.

Противопоказанием здесь может быть иная болезнь ребёнка, при применении некоторых программ психокоррекции противопоказаниями могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, эпилептическая болезнь и эпилептический синдромом различной степени выраженности. Также нужно учитывать утомляемость ребёнка, возбудимость, обращать внимание на защитные реакции.

В следующих публикациях приведу ещё ряд примеров, иллюстрирующих важность понимания основ клинической психологии для деятельности практикующего психолога-консультанта и психолога-психотерапевта.

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru