«Буран» — легендарный советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы, ставший вершиной развития отечественной космонавтики (рис. 1). Но мало кто знает, что большая часть элементов этих кораблей производилась в Смоленске.
Работы по изготовлению «Бурана» на Смоленском авиазаводе начались после соответствующих приказов отраслевого министра от 25 марта 1977 года и 29 июня 1979 года. До этого неудачу потерпели попытки открыть подобное производство на авиазаводах в Саратове и в Воронеже, затем выбор пал на Смоленск. В итоге, на СмАЗ было передано производство всех элементов планера «Бурана», кроме кабины экипажа.
Изначально была даже идея проводить окончательную сборку всего корабля в Смоленске, однако полоса аэродрома «Северный» оказалась недостаточно длинной для приёма специализированного транспортного самолёта ВМ-Т «Атлант» (рис. 2), предназначенного для транспортировки «Бурана».
Всего в Смоленске было изготовлено 10 комплектов изделий для кораблей «Буран», включавших в себя крылья (рис. 3), оперения с монтажными системами, отсеки, панели и шпангоуты фюзеляжа. Кроме того, на заводе полностью изготовили 4 фрагмента фюзеляжа в сборе для экспериментально-исследовательских работ. Для производства частей «Бурана» также создали специальные стапели (рис. 4).
Все эти изделия было необходимо доставить в Москву на Тушинский завод для проведения окончательной сборки (рис. 5). Все элементы кораблей транспортировались на специальных автопоездах, буксируемых автомобилями МАЗ (рис. 6). Изделия тщательно маскировались, и ночью в колонне из 15 машин «прикрытия» следовали в столицу, где на ряде улиц пришлось демонтировать линии электропередач для провоза негабаритного груза.
Фрагменты конструкции, предназначавшиеся для экспериментально-исследовательских работ, транспортировались из Смоленска на внешней подвеске тяжёлых вертолётов. Это была крупнейшая и сложнейшая подобная операция в СССР.