Это история о жизни Соловецкого монастыря. Как говорит режиссер: «Это не рассказ, тем более не подробный рассказ. Информация со всеми датами, цифрами и событиями, может быть, и важна, но я такими проектами не занимаюсь. Я пытаюсь создавать художественные образы и общее впечатление. Мне кажется, это значительно важнее. Факты из памяти человека выветриваются довольно быстро, а впечатление остается навсегда». #INJECT_1# Впрочем, совсем без фактов не обошлось. «Мы не могли не затронуть тему Соловецкой трагедии, связанной с ГУЛАГом, с печально знаменитым лагерем СЛОН, но это, пожалуй, единственная историческая параллель, которую мы проводим, — поясняет Сергей Дебижев. — Она обусловлена тем, что, когда Соловки создавались, у преподобных Савватия, Германа и Зосимы была такая, скажем современным языком, концепция, что на Соловках не должно пролиться ни капли живой крови. А во времена ГУЛАГа произошел полный перевертыш, кровь потекла рекой. Мимо этого мы не могли пройти». И эта тема, этот контраст задается с первых кадров. Даже название фильма проступает на экране в двух цветах — белом и красном. И начинается неспешное повествование — есть и закадровый голос, и разговоры со священнослужителями. Есть фрагменты церковных служб, впервые кинематографистам позволили снять монашеский постриг. Много удивительных в своей строгой северной красоте пейзажей (оператор Алексей Немов). Соловецкие острова предстают в этом фильме местом почти волшебным, зачарованным. Зритель увидит море и небо, скалы и лес, парящих чаек и величественных китов-белух… Монашеская обитель органично вписывается в этот мир, ощущается его частью, существующей столь же размеренно и спокойно. «Мир такой, что глаз не оторвать, — говорит Дебижев. — Мы пытаемся понять эту сложную волшебную реальность и перенести ее на экран. Это не так просто». Очевидно, что режиссеру помогает его образование (Дебижев окончил Художественное училище им. В. А. Серова и высшее Художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). «Изображение для меня — одна из важнейших, если не важнейшая составляющая кино… Мы стараемся, чтобы каждый кадр был максимально выразительным и ярким», — говорит он. Важную роль играет музыка — автором саундтрека стал Вячеслав Бутусов. «Сейчас он занимается духовной и симфонической музыкой, и скоро будут премьеры его больших серьезных проектов», — рассказал Дебижев. Сейчас режиссер вместе со своей постоянной командой работает над новым проектом — фильмом «Крест». «У него очень широкая география, от Иерусалима до Эфиопии, — делится он. — Конечно, и наши монастыри туда входят. Мы пытаемся понять, как христианство изменило картину мира и что собой представляет крест как сакральный символ». Фильм «Святой архипелаг» уже привлек внимание и вызвал немало споров. Кому‑то не хватает в нем информативной составляющей, кто‑то считает, что некоторые озвученные идеи слишком консервативны. Но желание спорить и размышлять на предложенные темы, которое пробуждает эта картина, — свидетельство ее качества. Для того чтобы построить собственную иерархию ценностей, найти высокий смысл в обыденной жизни, человеку нужно размышлять и созерцать. «Святой архипелаг» провоцирует своих зрителей именно на это. А еще он, безусловно, чрезвычайно красив.
В Петербурге состоялась премьера фильма Сергея Дебижева «Святой архипелаг»
16 марта 202316 мар 2023
2
2 мин