Найти тему

Туннельный эффект в бизнесе. Осознать, чтобы избежать.

Излишнее внимание к одному фактору может привести к потере бдительности в остальных. Так происходят авиакатастрофы и точно также предприниматели теряют бизнес.

Данная статья посвящена такому явлению, как «туннельный эффект»: когда мы на чем-то фокусируемся настолько, что забываем об остальном, и это приводит к катастрофам и плачевным последствиям. 

Объяснить действие данного эффекта хочу на примере недавней катастрофы, которая произошла в Непале: пассажирский самолет потерпел крушение, погибло 72 человека.

Всю свою жизнь я интересуюсь авиацией, сейчас прохожу обучение на частного пилота. Мне нравится исследовать авиакатастрофы и докапываться до сути по двум причинам: 

  • с точки зрения уроков (когда ты сам пилот и понимаешь причины авиакатастроф, то с большей вероятностью не допустишь их в своем полете);
  • большинство этих катастроф связаны с ошибками менеджмента и управления.

Недавно был опубликован предварительный отчет о расследовании авиакатастрофы в Непале. 

В отчете есть любопытные факты, которые привели меня к выводу о том, что можно провести четкую параллель между этой историей и действиями менеджмента/действиями в управлении своим бизнесом/реализацией своего проекта. 

Итак, 15 января 2023 года самолет ATR 72, выполнявший рейс Катманду-Покхара, разбился при заходе на посадку. 

Самолет ATR 72
Самолет ATR 72

Факторы, которые могли послужить причиной крушения:

1️⃣ Аэродром Покхара совсем новый, его только недавно ввели в эксплуатацию, поэтому пилоты еще не привыкли к нему.

2️⃣ Все аэродромы в Непале находятся в горах, к ним есть определенные схемы захода (когда летишь, нужно правильно выйти на полосу, а наличие гор вокруг делает посадку более сложной). Аэродром Пакхара построили так, чтобы самолеты из Катманду смогли залетать наиболее простым путем. Если ветер дует в соответствующем направлении, приземлиться - не составит особого труда. Если же условия не позволяют, нужно облететь по кругу и зайти с другой стороны (этот маневр чуть сложнее).

Обычно экипаж самолета состоит из 2 летчиков: командир самолета и второй пилот. По распределению функций различают: pilot flying (PF) - пилот, который ведет самолет и pilot monitoring (PM) - пилот, который наблюдает за приборной панелью, работой различных систем и т.д. 

Почему идет такое разделение? Все просто - PF должен быть сосредоточен на том, куда вообще летит самолет, а PM распределяет свое внимание на контроль всех показателей и выполняет команды PF.

Я специально акцентировал внимание именно на ролях экипажа, а не должностях, это важно. В каждом полете пилоты могут договариваться и меняться - иногда командир управляет полетом, второй пилот следит за приборами, иногда - наоборот. 

3️⃣ В кабине самолета ATR сидели 2 опытных пилота в ранге командира (так происходит, когда авиакомпании назначают своим пилотам тестирование - внутренний контрольный полет, проверка квалификации). 

Второй командир (пилот справа) в этом полете как раз был таким контролером (PM), а пилот в левом кресле, по рангу тоже командир, имел роль управляющего самолетом (PF) и проходил проверку. 

4️⃣ В этих условиях (сама по себе проверка - процесс напряженный, волнительный) они подходят к аэродрому. Так как это тестирование, проверяющий решил, что заходить на посадку нужно не по прямой, а с другой, более сложной стороны.

Когда самолет начинает облетать аэродром, PF дает команду PM -«выпустить закрылки». Ручка с данной функцией, как и рычаг управления двигателем и режимом винтов находится на панели, стоящей между пилотами.

Белая ручка - управляет выпуском закрылков. Две черные ручки слева от неё - переключатели режима работы винтов. Ещё левее, чуть за кадром - рычаги управления двигателем.
Белая ручка - управляет выпуском закрылков. Две черные ручки слева от неё - переключатели режима работы винтов. Ещё левее, чуть за кадром - рычаги управления двигателем.

Необходимо уточнить, что самолет, которым управлял данный экипаж - турбовинтовой (основная тяга создается  за счет вращения винта). У винтов может быть несколько положений относительно оси. Например, флюгирование. Флюгированный винт встает по воздушному потоку и не дает никакой тяги. Такой режим включается, если в полете нужно, чтобы винт перестал вращаться совсем, в том числе от набегающего потока воздуха, например, если в двигателе пожар и его нужно полностью отключить. 

На вышеупомянутой панели между пилотами также есть ручка, которая переключает положение этих двух винтов. Она находится рядом с ручкой, выпускающей закрылки. 

5️⃣ В момент команды «выпустить закрылки» параметрический самописец фиксирует «флюгирование винтов» вместо «выпуска закрылков». Тут два варианта: либо контролирующий специально это сделал, с целью проверки - увидит ли пилот данную ошибку или нет, либо случайно (и это уже вероятнее, потому как оба пилота, судя по всему смотрели в окно - вместо мониторов). 

PM сделал это⬆️
PM сделал это⬆️
Вместо вот этого⬆️
Вместо вот этого⬆️

Предварительные выводы комиссии заключаются в том, что экипажу не хватило ресурсов внимания. 

Оба пилота смотрели в окно. Один, пытаясь построить сложный заход, второй - контролируя действия экзаменуемого. PM рукой дернул не тот рычажок (хотя тут тоже есть вопрос, ведь переключаются они по-разному), и флюгировал винты вместо выпуска закрылков. 

К чему это привело? Флюгированный винт не производит тягу, самолет уже на малой высоте, скорость маленькая, поэтому закончилось всё тем, что тяга пропала. Пилоты пытались это исправить, «прибавив газ» на полную мощность, винты стали вращаться быстрее, но в положении флюгирования тягу они произвести не могли. Затем произошло «сваливание» - крылья перестали производить подъемную силу, самолет упал.

Что в итоге здесь можно увидеть? Два профессиональных, высококвалифицированных пилота  допустили такую ошибку из-за того, что были сфокусированы на единственной цели (завести самолет по сложной траектории), упуская из внимания остальные важные параметры. Это и есть туннельный эффект. И такой случай в истории авиации не единственный.

Если проводить аналогию этой ситуации с бизнесом, то и здесь тоже найдется множество примеров. 

Приведу один из моей практики: несколько товарищей вложили деньги в завод по производству строительных материалов. 

Часть капитала для строительства завода они взяли у банка в кредит, поэтому банк нанял мою команду для проведения проверки (посмотреть насколько адекватно управляется данный проект). 

Когда я начал разбираться, увидел, что вся команда дословно - «строит завод»: все планы, графики, всё, что происходит внутри, сфокусировано на одном - как построить завод в срок и в рамках рассчитанной стоимости.

Всё бы хорошо, но деньги приносит не сам завод, а продажи с этого завода. И тут выясняется, что продать продукцию этого завода (специальный стройматериал не для широкого распространения) не так просто. Есть определенный регламент закупок: продукт сначала берут на тестирование длительностью до 1,5 лет, только после такой сертификации специальные крупные клиенты на которых рассчитывали могут принимать решение о закупке. 

Если бы этот завод так и построили, фокусируясь только на строительстве, не думая о продажах и других важных моментах, основная выручка сместилась бы на 1,5 года. Представляете возможное разочарование банка?

И это очень частая ошибка любого бизнеса: фокус на продукте без учета продаж, либо наоборот - всё внимание на продажи, а на качество товара не смотрят. Встречается это и в проектах, когда ты уделяешь все время одному направлению, забываешь о другом, где в результате назревает критическая проблема.

Призываю вас следить за тем, на что вы направляете своё внимание. Если ресурса внимания основателя мало - нужен «экипаж». Надежная команда, в которой вы сможете распределить ответственность и вместе управлять возросшей ответственностью и сложностью бизнеса.

✅ Если Вам интересны темы создания бизнеса, его развития и диверсификации - приглашаю присоединиться к моим каналам:

  • в Яндекс.Дзен я публикую статьи, в которых простым языком объясняю ключевые бизнес-концепции и техники, важные для предпринимателя;
  • В Телеграм-канале я веду более тесное индивидуальное общение с предпринимателями, публикую подкасты и полезные материалы  

Буду рад нашему общению!