Ямская гоньба появилась в северо-восточной Руси в XIII веке. Но прежде чем вести речь об ямской службе, стоит рассмотреть вопрос о дорогах на Русском Севере. Со времён заселения Европейского Севера России славянами остро стоял вопрос о путях сообщения между населенными пунктами - новгородскими погостами. В ранний период владычества Новгородской Республики единственной дорогой на Севере являлись реки. Вдоль рек происходило заселение, по рекам организовывался сбор новгородской дани и осуществлялось управление. Древнерусских поселений в регионе до XIII века было крайне мало. Поселения представляли из себя куст небольших деревень, которые располагались вокруг административного центра - погоста. В эти времена сухопутных дорог между погостами не существовало, но были волоки. Волок это участок суши между водными транспортными артериями (реками или озёрами), по которым суда перетаскивали «волоком». Назвать это сухопутной дорогой было бы неправильно. Однако, в более поздние времена старые новгородские волоки переоборудовали для езды на санях и телегах. Более того, название "волок" долго сохранялось за северными лесными дорогами между крупными сёлами. При этом, никакого отношения к перетаскиванию судов они не имели и сразу возводились как сухопутный транспортный путь. Также можно с уверенностью предположить, что сами реки в зимний период становились дорогами, по которым можно было передвигаться на санях. В целом, о дорогах в северных новгородских колониях, которыми являлся Русский Север при правлении Великого Новгорода, никаких сведений не сохранилось. Но то, что дороги к концу XV века существовали, сомневаться не приходиться. К моменту присоединения Двинской земли к Москве в 1478 году, на Севере были уже заселены основные стратегические (в плане экономики и управления) места, которые делились на административные районы под управлением новгородских посадников. Трудно представить, что между этими землями и самим Новгородом не существовало путей, по которым осуществлялась доставка государственной корреспонденции и грузов.
Ямская гоньба занималась не только доставкой корреспонденции, она прежде всего занималась транспортировкой государственных служащих (чиновники, стрельцы, приставы и т.д.) и грузов, в их число входили и почтовые гонцы. Слова гоньба означает скорая езда, но в отношении северного бездорожья это термин скорее говорит о виде деятельности, а не о скорости передвижения. Считается, что первое упоминание об ямской гоньбе на Русском Севере встречается в 1497 году. В Судебнике царя Ивана III в статье 30 содержится Указ о выплате судебным приставам (недельщикам) жалования за проезд от Москвы до Холмогор: « ... до Вологды 2 рубля с полтиной, до Белозера 2 рубля с полтиной, до Устюга 5 рублей, до Вычегды 7 рублей, до Двины и до Колмогор 8 московских рублей...». В начале XVI века, как считают историки, появляются ямские или изгонные книги, которые содержат сведения о совершенных ямскими охотниками поездках. Так из документа «Выпись из Новгородских изгонных книг» можно проследить маршрут ямской гоньбы от Новгорода до Белого моря. В начале XVII века появляется такой документ, как Поверстная книга. В таких книгах указывается не плата за проезд, а расстояние, как от Москвы до определенных мест, так расстояние между промежуточными населенными пунктами. Однако, и Изгонные, и Поверстные книги указывают не саму дорогу как таковую, а скорее направление с акцентами на крупные перевалочные пункты. В многих из них не указаны крупные населенные пункты, которые обязаны были находиться на такой дороге. До XVIII века, когда появились почтовые тракты с возможностью круглогодичного пользования, ямские дороги представляли собой отрезки сухопутных дорог и речных сообщений. Кроме этого, в разные периоды года путь мог меняться, тем самым становиться короче или наоборот более удлиняться. Если зимой можно было легко напрямик проехать по болотам, то поздней весной или осенью, а порой и в дождливое лето, по болотам ходу нет. Приходилось передвигаться обходными или речными путями. Северные дороги были большой бедой. Это стало очевидным с появлением международной торговли в Холмогорах, Архангельске и Коле. Если государевы гонцы ещё как-то справлялись со своими обязанностями, то торговая и деловая корреспонденция просто терялась на просторах Русского Севера, тем самым вызывая острое беспокойство у иностранных торговых агентов.
В XVI веке иностранные купцы, получив разрешение на торговлю в Холмогорах, проводят разведку дорог с Севера в центральную России. Первые сведения, хоть и сильно ограниченно, о дороге от Холмогор до Вологды принадлежат английскому агенту Московской компании Антонию Дженкинсону, который путешествовал в 1557 году. А вот описание Артура Эдуардса о его путешествии в Персию в 1565-67 годах сообщает дороге более подробно: «Если вы поедете от св. Николая прямо к Каспийскому морю, то нужно ехать до Вологды водой – это самая легкая дорога. … Всего тут 1100 верст. Зимой по санному пути можно проехать в 8 дней. Летом этот путь опасен вследствие болот и топей; безопасно по нему не проехать». На протяжении пути существовали станции - ямы, где происходила замена лошадей или самого транспорта. От Архангельска до Вологды были известны ямы в Осиново, Ягрыше и Усть-Евде (Виноградовский, Верхнетоемский и Красноборский районы Архангельской области), но вероятно их существовало больше. На Сухоне ямы были в Тотьме, Бобровском и Шуйе (Тотемский, Вологодский и Междуреченский районы Вологодской области). От Архангельска, как от центра Поморья, осуществлялась гоньба на запад в Колу через Сумской посад, Кемь, Кереть, Ковду и Кандалакшу, а также напрямую судами по Белому морю. И на восток - в пинежскую Кевролу, а через Мезень в Пустозерск и Усть-Цильму. На Пустозерск существовала и прямая дорога от Вологды через Великий Устюг, Яренск и Ижму. Сухоно-Двинской путь одновременно с дорогой на север, был дорогой и в Сибирь. Через Великий Устюг, Соль Вычегодскую и Ляльск шел зимний путь в Соликамск и далее. В летнее время водным транспортом в Сибирь можно было добраться через Усть-Цильму на р. Печора (Республика Коми). Кроме прочего, необходимо отметить, что ямская гоньба от Вологды до Архангельска зимой шла по реке Вага (Велькс, Шенкурск, Емецк, Холмогоры), а летом на судах по реке Сухона до Великого Устюга и дальше по Северной Двине.
В западной части Европейского Севера России путь проходил через Каргополь. Дорога на север от Каргополя была менее актуальна, так как побережье Белого моря относилось к Архангельску (Двинскому уезду). Поэтому всесезонная дорога от Вологды существовала только до центра уезда - Каргополя и проходила через Чаронду. Ямским центром этого направления служили Словенский ям (Словенский волок). Но в западном регионе ямская гоньба не ограничивалась только направлением с юга на север. Новгород продолжал занимать существенное место в торговой жизни северян. Кроме этого, он оставался как и в прежние времена церковным административным центром Русского Севера. Отсюда, не вызывает вопросов о существовании ямской гоньбы по маршрутам: Новгород Вологда, через Ладогу; и от Новгорода в Кемь и Колу через Олонец, а также ямских дорог на Вытегру и Повенец. Осуществлялась гоньба и по реке Онега (соляной путь), хотя сведений о промежуточных станциях не сохранилось. По Поверстной книге онежская дорога проходила следующим маршрутом - от Вологды до Чаронды 150 верст, далее до Короткова 150, от Короткова до Каргополя было два пути водный и сухопутный, вдоль берегов о. Воже и о. Лача. Дальше уже шел только водный путь по реке Онега от Каргополя до Онежского устья 270 (г. Онега). От Усть-Онеги в летний период можно было и дальше передвигаться судами по Белому морю. Сухопутный путь поворачивал на Сумы. От Усть-Онеги до Сумского острога 180, от Сумского до Кемского городка 80, от Кеми до Керети 290, от Керети до Ковды 60, от Ковды до Кандалакши 60, от Кандалакши до Кольского острога 270 верст. Кроме новгородского и онежского путей, были внутренние дороги между Каргопольским, Двинским и Важским уездами по р. Емецк (Емецкий волок) и р. Моша (Мошинский волок). Эти водные пути сохранились ещё с Новгородского периода.
Ямская гоньба на Русском Севере существовала на средства уездов. В местах, где были организованы ямы выделялись деньги на обеспечение деятельности ямской гоньбы, в других же местах государеву службу выполняло местное население. На северян были возложена повинность в виде поставок судов и подвод для проезда государевых людей и грузов. По сведениям историка Богословского М.М. двинское земство в 1634 году в качестве ямских повинностей поставило суда для доставки стрельцов и запасов (вино и зерно) в Колу на 200 рублей, а также организовывало перевозку служилых людей в Кевролу, на Мезень, в Пустозерск и вверх по Двине до Осиновскаго яма. В целом для этой деятельности земство снаряжало ежегодно около 40 дощаников (плоскодонные грузовые суда) и больших судов для перевозки по территории Двинской земли служилых людей и стратегических грузов. В качестве возниц на подводах, гребцов на судах и грузчиков выступали местные крестьяне, которые отрабатывали повинность или были наняты земством для выполнения работ. На Кольском полуострове вместе с жителями Колы и Кандалакши ямской гоньбой занимались лопари (кольские саамы). В конце XVII века царь Пётр Первый проявил интерес к Поморью, как к месту строительства Российского флота и повелел в 1693 году организовать бесперебойную почтовую связь между Москвой и Архангельском - Холмогорский почтовый тракт. Были построены новые почтовые ямы, отстроены дороги в труднопроходимых местах. Корреспонденция стала доставляться регулярно: в зимнее время за 8-9 дней и летом за 10-11 дней. С появлением Санкт-Петербурга был организован маршрут от Архангельска до новой столицы - Архангельский почтовый тракт. Со временем государева ямская и почтовая гоньба объединились в одну службу. Однако, вплоть до начала XX века северные ямщики продолжали заниматься транспортировкой частных лиц и грузов по дорогам уездов северных губерний.
Источники:
Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / пер. с англ. Ю.В. Готье. Ленинград: [б. и.], 1941. 306 с
Богословский М.М. Тяглая организация Поморья в XVII веке. Москва: Печатня А.И. Снегиревой.1913. 45 с.
Коноплев А.В. Маршруты ямской гоньбы на Европейском Севере России в XVI-XVII веках// Труды Архангельский центр Русского географического общества. Вып. 9. Изд. Кира, Архангельск, 2021
Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье / Институт археологии РАН, Рос. фонд фундамент. исследований. М.: Б.и., 1993. 190 с.
Судебники XV-XVI веков / под общ. ред. [и с предисл.] Б.Д. Грекова. Москва – Ленинград: Изд. АН СССР, 1952. 619 с