Найти в Дзене
На берегу реки

Деревня Добринка-10. Весенний сев зерновых

Под влиянием времени и по воле бога Солнца Симаргла дневное светило с каждым днём перемещалось по небосводу по всё более высокой траектории. От этого дни становились длиннее, а ночи короче. Это не могло не привести к утеплению погоды, таянию льда на реке, сходу снега и вообще приходу весны.

Так размышлял о происходящих в окружающем пространстве явлениях старейшина верви деревни Добринка Твердила. Кроме этих сугубо теоретических размышлений, его заботили предстоящие весенние работы, от которых зависела, можно сказать, сытость жизни общинников. Об этом он не только умственно думал, но и действовал практически по этим вопросам.

Главная проблема – вовремя поджечь засечное поле и посеять пшеницу и ячмень.

Что значит вовремя? Это чем раньше, тем лучше. Опыт прошлых лет показывал, что зерновые созревают всегда к середине лета независимо от даты посева. Отсюда следовал вывод, что если посеешь раньше, то зёрна к сроку созревания вырастут крупнее.

Если бы всё было так просто, то верви не надобен был бы старейшина, а племени совет старейшин. Но слава Симарглу, явления в окружающем нас пространстве-времени происходят по законам диалектики. И поэтому роль умственного труда, которым занимался старейшина Твердила и его коллеги из других деревень Колочинского племени была очень значима.

Ведь чтобы засечное поле загорелось, древесный настил должен достаточно просохнуть после таяния снега. А для этого нужно, чтобы бог Солнца Симаргл давал светилу возможность жарко светить в условиях ясной погоды.

Для уговоров божества старейшина делал кое-какие умственные вещи.

Твердила у себя дома закладывал в керамический горшочек десяток цветков золотарника. Заливал воды на полгоршка. Грел на плите печки этот горшок. Как только вода закипала, он закладывал в горшок два десятка куриных яиц. И произносил текст с молитвой в адрес бога Симаргла. За это время яйца сваривались в крутую. И скорлупа у них становилась яркожёлтой. Получилось два десятка маленьких моделей Солнца.

Твердила с горшком жёлтых яиц-солнышек шёл на площадь сходок и бил в склянку, то есть в железяку. Собравшимся селянам Твердила сообщил, что пора идти на капище к Симарглу делать ритуал уговоров насчёт ясной погоды.

Народ, конечно, не стал упираться. Наоборот, селяне проявили энтузиазм.

Ритуал подношения яиц божеству и молитва были сделаны как надо.

Потом разожгли костёр на поляне и хором спели славу богу Солнца.

Солнце сияло в эти дни весело и жарко. Снег окончательно сошёл. Река освободилась ото льда. И ветки на засечной поляне подсохли.

Можно приступать к работе на засеке.

Принесли сухой соломы в мешках. Разложили с наветренной стороны на краю поляны. С помощью кремниевых камешков подожгли солому. Занялось. Огонь пошёл славно. Треск. Пламя высотой в пять саженей. Особенно высоко пламя поднимается от горения осиновых веток. А берёзовый настил даёт больше жару. Сосновая древесина громче трещит.

Огонь утихомиривается. Но основное ещё впереди: горячие угли должны прожечь верхние слои корневых систем лесной растительности. На это уходит два дня.

Топориками выравнивают остывшую поверхность поля от недогоревших пеньков, чтобы потом при уборке не натыкаться на них косами.

Поляна покрыта белесой золой. Угли в основном истлели, но не все. Селяне быстренько подсобрали крупные куски угля в мешки – это добро пригодится для плавки железной руды в кузнице Вакулы.

С помощью лошадок перевозят в мешках семена пшеницы и ячменя.

Твердила саженной палкой поделил поляну между сеятелями, чтобы не путаться.

Кулота набрал в свой небольшой мешочек семян пшеницы и пошёл по своему участку разбрасывать зёрна по пепелищу. Семена были сырые и липли к ладоням. Их же замачивали со вчерашнего дня: рассыпали тонким слоем на настиле и поливали водой. Вот они и сырые теперь и слегка набухшие.

Потом поборонил посев сухой ветвистой небольшой ёлочкой, чтобы спрятать семена в золу от птиц.

Полностью сохранить посев от птиц, конечно, не удастся, поэтому бросали зёрна с запасом, чтобы и птицы накушались и на прорастание всходов осталось.

А чтобы эти всходы состоялись как можно быстрее и гуще, теперь нужен проливной дождь. Ну это такой мелкий и долговременный на целый день.

Этим делом заведует бог воды и дождей Даждьбог. Чтобы он лучше понял, чего у него просят, ему пожертвовали горшок зёрен пшеницы и ячменя.

Через два солнечных дня жители деревни просыпаются с утра и наблюдают этакую пасмурную сырую погоду. Низкая облачность. Мелкий дождик. Вроде бы не очень весёлая погода, если разобраться объективно.

Но диалектика объективного и субъективного сложна для усвоения начинающим. А жители Добринки имеют богатый опыт практического применения этих сложностей. Они радовались ненастной погоде и славили Даждьбога.

Владимир Черевичко