Понял тут одну любопытную вещь.
Вот мы говорим, что взрослый мир в отличие от мира ребенка не бывает черно-белым. В нем огромное количество нюансов, оттенков, тонкостей, которых у детей не бывает. В детстве все просто: Буратино хороший, Карабас плохой; Красная Шапочка хорошая, волк плохой.
С возрастом мы начинаем говорить: а Буратино-то грубоват и туповат, а Карабас занимает нормальную позицию театрального менеджера; Красная Шапочка сама провоцировала волка, отправившись одна через лес, а волк просто хотел кушать, а он хищник, это природа, трудно порицать животное за его природу.
Вот так и живёшь. Удобно.
А потом вдруг понимаешь: окончательное решение принимаешь все равно из черно-белых соображений. Голосуем либо за, либо против (против всех и не голосовать - это ведь тоже против). Билет на скандальный спектакль гадкого режиссера, но с любимым артистом либо покупаешь, либо не покупаешь. Подлецу либо говоришь, что он подлец, либо нет.
Крым либо наш, либо не наш.
Присяге либо остаёшься верен, либо предаешь.
Вкл/выкл. Чёт/нечет. Единица/ноль.
* * *
Эти слова, которые вы только что прочли, написал на своей странице в ВК мой друг Андрей. Я всю жизнь завидовал людям, которые так умеют. Ясно и чётко. Единица/ноль. Вкл/выкл.
А вот в "Сталкере" есть такие слова... Лучше послушать, как их произносит актёр в фильме, но если видео не запускается, просто прочтите.
Когда человек родится, он слаб и гибок. Когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила – спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит.
Тарковский вложил в уста своего Сталкера, "мягко и гибко", как водоросль в ручье, обтекающего ловушки Зоны, цитату, позаимствованную у Николая Семёновича Лескова. Это эпиграф к рассказу Лескова "Скоморох Памфалон". А Лесков ссылается на Лао-цзы. (Вот зачем я сейчас всё это пишу, а?)
...всегда завидовал тем, у кого ясно и чётко. А от фразы про "чёрствость и силу – спутников смерти" прямо-таки морщилась губа и вспухала шерсть на загривке: р-р-р... Чужой!.. Враг, либеральная морда! Страну разворовали...
В смысле, это они, либеральные морды, которые разворовали страну, всегда так говорят и прикрываются этим.
Но сам-то я, пожалуй, и есть такой, как этот Сталкер – Васисуалий Лоханкин. Сколько раз в сложные моменты жизни орал, размазывая интеллигентские сопли, своим непримиримым собеседникам: "Взгляни на это с другой стороны! Прежде чем подумать, в чём я не прав, подумай, в чём не прав ты!"
И они либо не слышали меня, либо смотрели, как на идиота. С какой другой стороны?
Даже так: "С ка-а-акой ещё такой другой стороны?!..."
Сторона, сынок, у нас одна. Наша.
Нет, я не хочу сказать, что они "спутники смерти". Повторяю: я им завидую. В жизни часто так и надо. (Слышали, доктор? Он сказал "часто"!) Но я так не могу и... уже не хочу больше.
Хватит мяться и уступать – хватит пытаться быть твёрдым. Надо быть тем, кто ты есть. Васисуалием. Надо проявить твёрдость!
Это вот сейчас по поводу ночного поста, в котором, аккуратно обходя расставленные УК РФ и алгоритмом "Дзена" ловушки, постарался выразить ту нехитрую мысль, что "лучше горькая правда, чем сладкая ложь" и нельзя приучать людей ко лжи "во имя их же блага".
Он многим не понравился, догадываюсь.
А пост Андрея, я убеждён, многим понравится. И первому он понравился мне. Поэтому я и решил им поделиться. Правильно или неправильно он сказал, не знаю. Но он сказал чётко и ясно.
Ясно – как в этой песне (это его песня). Я очень люблю её. Послушайте, если не слышали. Хорошая, ясная. Нужная песня.
А я свой путь выбрал и уже с него не сверну. Вы там включайте-выключайте что хотите. А у меня будет как я сказал. Неоднозначно и сложно. Я так хочу. И могу.
P.S. Совать повсюду картинки – это болезнь. Детский журнал в анамнезе.
"Воспитательница детского сада жалуется:
– Мне приходится вставать, когда большая стрелка на двенадцати, а маленькая на шести!"