Давно не предлагал к просмотру фильмов – и пост, и руки не доходили. Но поскольку на днях мне на это указали как на упущение прислушался и исправляюсь.
«Отходная молитва», 1987, Великобритания. Режиссер – Майк Ходжис.
К сожалению, фильм незаслуженно забытый у нас в стране, да и вообще, пожалуй, забытый. Мне, откровенно говоря, даже трудно воспринимать его как боевик, мне кажется, он совсем о другом.
Приходилось читать, что Микки Рурк, исполнивший главную роль — актер, преданный системе Станиславского, вживающийся в свою роль до конца. И для съемок «Молитвы» он ездил в Ирландию, общался с активистами ИРА, привнес в фильм много «от себя». Правда, продюсер повыкидывал его монологи, объясняющие причины и истоки ирландского терроризма, что и стало поводом для скандала на премьере, где Микки публично «отказался» от картины.
Но мне особенно интересной показалась одна линия — именно то, что было связано со знакомством двух таких разных и в то же время похожих людей, как герои Рурка и Боба Хоскинса, играющего католического священника, пришедшего в Церковь после работы в спецслужбах. Хоскинса постепенно захватывает, буквально втягивает в себя та криминальная история, в которую ввел его Фаллон (Рурк), убивший прямо у него на глазах мафиози, пришедшего на могилу матери помолиться и поплакать. Фаллон, сам будучи католиком, приходит затем к священнику и, скрытый перегородкой исповедальни, «кается» перед ним, а на самом деле — связывает обетом молчания, невозможностью разгласить тайну исповеди.
И вот рушится размеренная, уже привычная жизнь святого отца. И вот уже его храм осквернен теми, кто «заказывал» Фаллону убитого мафиози. А вот его спускают с лестницы так, что он головой сшибает мусорный бак. А вот уже он сам лупит по голове бандита крышкой от этого бака так, что она гнется… И в ужасе бросает ее прочь, глядя то на свои руки, то на лежащих на земле негодяев.
Маленький человечек, немного смешной, но удивительно сильный. Он стоит в храме и слушает «проповедь» Рурка-Фаллона, взобравшегося на кафедру:
- Отец, нет ничего, ради чего стоило бы умирать…
- Отец… Отец… нет ничего, ради чего стоило бы и жить…
Может быть, эта роль удалась Рурку не только потому, что он вжился в нее. Он и сам католик —только «плохой». Он рассказывает в своих интервью о том, как идет на исповедь, а потом разворачивается и, не дойдя до храма, бежит прочь. А потом у него заболевает раком брат. И он молится, день за днем. И брат выздоравливает…
Мне кажется, что самому Рурку этот фильм должен быть особенно близок.
И близко он будет каждому, кто тоже пытается понять – для чего все-таки стоит жить. И ради чего не страшно умирать.
Сам герой фильм на этот вопрос ответы находит. Такие ясные, такие пронзительные, что равнодушным не остаться никак. Финал – просто поразительный. Настолько, что очень хочется пересказать. Но не буду, конечно. Наверняка, сами посмотрите…