Найти в Дзене

Как продлить срок службы асфальтобетонных покрытий?

Стандартная битумная подгрунтовка в сочетании с георешеткой показали лучшие результаты в недавних испытаниях асфальтобетонных слоев.

Результаты исследования, проведенного отделом проектирования дорожных одежд компании AECOM, свидетельствуют, что укладка армирующей георешетки по битумной подгрунтовке с расходом 1 л/м.кв. является более эффективным с точки зрения продления срока службы асфальтобетона, чем с расходом 2л/м.кв. Помимо этого, получено превосходство и над полимер-битумным вяжущим (ПБВ): фактически, тесты доказали, что подгрунтовка ПБВ может отрицательно влиять на характеристики дорожного полотна и является более дорогостоящей.

Отраженное трещинообразование
Отраженные трещины развиваются в толще асфальтобетона, уложенного поверх старого покрытия с дефектами, над швами или трещинами подстилающих бетонных слоев (или укрепленных цементом оснований), а также на участках с недостаточной несущей способностью основания.
Трещины образуются в результате возрастания горизонтальных напряжений от воздействия транспортных средств или температурного расширения-сжатия слоев конструкции дорожной одежды; вертикальных перемещений, включая неравномерную осадку между старыми и новыми полосами движения; воздействия всех перечисленных факторов.

Контроль отраженного трещинообразования
Георешетка, скрепленная с геотекстилем, после пропитки битумной подгрунтовкой добавляет слоям покрытия дополнительную жесткость на растяжение, ограничивая деформации и замедляя трещинообразование. Формируется слой снятия напряжений и гидроизолирующей барьер. Решение позволяет продлить срок службы дорожного покрытия и обеспечивает экономию при строительстве и эксплуатации.

Слой снятия напряжений замедляет развитие трещины в слоях асфальтобетона
Слой снятия напряжений замедляет развитие трещины в слоях асфальтобетона

Испытания подтверждают эффективность применения ГласстексГрид при использовании со стандартной битумной подгрунтовкой

Также в ходе исследования была произведена оценка эффекта от использования геокомпозита Glasstex из стекловолоконной георешетки и нетканого геотекстиля с различными типами подгрунтовки.

Испытания проводились на модифицированном колесном стенде с приложением нагрузки в 1,5кН. Балочки состояли из 50мм ЩМА с материалом ГласстексГрид, уложенного поверх 50мм бетона с канавкой шириной 3–4 мм, имитировавшей шов. Сравнение проводилось с контрольным образцом без геокомпозита. Для оценки эффективности замерялось количество проходов колеса до формирования отраженной трещины.

Модифицированный колесный стенд для нагружения образцов
Модифицированный колесный стенд для нагружения образцов

На первом этапе испытаний оценивался материал ГласстексГрид с подгрунтовкой дорожным битумом 160/220 из расчета 1,1 л/м2, и подгрунтовкой из полимер-битумного вяжущего без геокомпозита. На втором этапе материал ГласстексГрид тестировался с использованием различного количества подгрунтовки — 1,1 л/м2 и 2 л/м2, соответственно.

Результаты показали, что при использовании материала ГласстексГрид снижается интенсивность отраженного трещинообразования за счет замедления скорости распространения трещин вверх от бетона к асфальту — в образцах с материалом ГласстексГрид развивалось, главным образом, трещинообразование сверху вниз. В то же время в образцах без материала ГласстексГрид регистрировалось активное трещинообразование снизу вверх; проще говоря, защита от трещинообразования не обеспечивалась.

Также обнаружено, что полимер-битумное вяжущее обеспечивает лучшее сцепление геокомпозита с асфальтобетоном по сравнению с обычной битумной подгрунтовкой, но при этом увеличение расхода приводит к преждевременному отказу образцов в ходе испытаний. В ряде нормативных документов рекомендуется увеличение расхода подгрунтовки до 2 л/м.кв. в случае применения ПБВ под армирующий геокомпозит. Однако результаты данных испытаний свидетельствуют, что укладка асфальтобетона с подгрунтовкой 1,1 л/м.кв. оптимальна с точки зрения эффективности работы конструкции.

Геокомпозит для армирования асфальтобетона компании «Сотерра Инжиниринг» после пропитки битумной подгрунтовкой добавляет слоям покрытия дополнительную жесткость на растяжение, ограничивая деформации и замедляя трещинообразование. Данные материалы широко исследовались и испытывались ведущими независимыми международными учреждениями, эффективность применения также доказана в ходе мониторинга объектов во многих странах.