Найти тему

"Страшнее атомной войны". Синдром эмоционального выгорания

Оглавление

Атомная война, возможно, никогда не случится, а эмоционально люди "выгорают" прямо сейчас, чуть не пачками. Спросите себя - какая разница, от чего сгореть?

Вы скажете: "Разница в скорости". И я с вами соглашусь, хотя ... Не все так очевидно, если представить альтернативные варианты процесса "горения".

  • Одномоментное, "взрывное".
  • С тем же результатом, но растянутое во времени.

Удовольствие растягивать приятно. Но мало кто согласится получать удовольствие форсированно, в режиме "Давай быстрее!", каждый стремится растянуть приятное "надольше".

Дети растягивают удовольствие, не заглатывая целиком вкусную конфетку. Взрослые ... Вы сами догадаетесь, а я скромно промолчу.

Такие виды не хочется смотреть в режиме: "Давай, короче, Склифосовский!" Их хочется наблюдать бесконечно, их хочется "съесть", как мишка в мультфильме.
Такие виды не хочется смотреть в режиме: "Давай, короче, Склифосовский!" Их хочется наблюдать бесконечно, их хочется "съесть", как мишка в мультфильме.

И стану серьезнее. Хотя, как посмеивался дон Хуан над своим учеником:

"— У тебя какое-то странное представление о том, что значит говорить всерьез...
— Ты, в общем, человек серьезный, только твоя серьезность направлена на то, что тебя занимает, а не на то, что достойно внимания." (Сказки о силе)

"На скорость не влияет"

Так выражается мой хороший знакомый, теперь даже товарищ, деревенский мужик Саня, приводя контраргумент на моё несуразное, с его точки зрения, рацпредложение.

У Сани опыта работы руками чутка поболее, чем у меня, человека, в основном, умственного труда, поэтому я прислушиваюсь к Саниным замечаниям, давая себе отчет, что понять возможно только через собственный опыт.

Поэтому, когда мы с Саней перекрываем крышу, перекладываем печку, прочищаем дымоходы или ставим сети - Саня для меня непререкаемый авторитет.

Каким образом забивать гвоздь, действительно, "на скорость не влияет". Но обратное не верно. Скорость влияет на процесс, если относиться к ней, как к имеющей самостоятельную ценность величине.

Да еще как влияет!

Этот стол самостоятельно смастерил мой сын, когда ему было лет, наверное одиннадцать. Не выгорел, потому что хотел - и смастерил в свое удовольствие. Соблюдая режим труда и отдыха.
Этот стол самостоятельно смастерил мой сын, когда ему было лет, наверное одиннадцать. Не выгорел, потому что хотел - и смастерил в свое удовольствие. Соблюдая режим труда и отдыха.

Скорость влияет на выгорание

Скорость влияет на выгорание, в том числе, на эмоциональное выгорание, пандемия которого (можно говорить уже так) является фактом. Влияет, да еще как влияет.

(Кстати, в прошлой статье я написал, что пандемия поставлена на паузу. Я не пошутил, а получил еще один пример психофизического синхронизма Юнга. Не верите? Посмотрите по ссылке, когда дочитаете статью).

"Все ускоряющийся темп современной жизни", о котором так много говорят как о причине выгорания - поверхностная рябь, даже не волны. Следствие, а не причина.

Посмотрим, как всегда, на примере.

Уверен, вы замечали, что если "гнать" по шоссе со скоростью выше 130 км/час (там, где нет камер. НЕ является призывом нарушать ПДД!), бензин начинает буквально "вылетать в трубу". Расход бензина увеличивается сначала на проценты, а если вы продолжаете давить на "железку", ускоряясь до 150 и более, на десятки процентов.

Но самое "интересное" (хотя и незаметное в момент лихой езды, которую "какой же русский не любит!?") - вы очень скоро угробите двигатель. Он, сгорит - говоря уже буквально, а не образно.

Что же получается, когда человек начинает гнаться за скоростью?

Он успевает быстрее в короткой перспективе. А в чуть более дальней - сгорает. "Выгорает эмоционально", скажем мы, вернувшись от бездушных железяк к одушевленному человеку.

Почему дети все хуже учатся?

Хотя учат их все лучше, "интенсифицируя" процесс обучения.

Что значит в понимании авторитетов от образования "лучше"? Они понимают это так: "лучше - значит быстрее".

Поскольку я изучил этот процесс вдоль и поперек, а также глубоко вглубь - просто поверьте, что то, что я скажу - чистая правда.

Их "логика" такова.

"Наука ушла далеко вперед, а мы по-прежнему учим детей считать на палочках. Это безобразие! Мы не должны быть ретроградами, мы должны обеспечить прогрессивный прогресс, чтобы не отстать!"

Простыми словами в этом и состояла суть т.н. "Колмогоровской реформы" и остальных, последовавших за ней.

Интенсифицировать процесс получилось. Не получилось его ускорить. А массовое "выгорание" школьников обеспечить получилось.

Почему выгорают айтишники?

Пожалуй, на сегодня притормозим. Чтобы не выгореть.

Люди умственного труда, среди которых более других страдают от "выгорания" айтишники, не в том, что они работаю мозгами.

Понимаете?

Главная проблема серьезных проблем в том, что их решения выглядит настолько простыми, что даже примитивными. Поэтому люди (точнее, их усложненные, а впоследствии "выгоревшие" мозги) не соглашаются принять простые решения за решения.

Причина выгорания айтишников (как яркий пример) не в том, что они работаю мозгами, а в том что они не умеют работать мозгами, не понимают даже "на пальцах", как работаю мозги, откуда берется энергия для их работы.

Большинство айтишников все-таки неглупые ребята. Некоторые даже знают физику. Но почему-то считают, что энергия нужна только для автомобиля, поэтому внимательно следят за датчиком уровня топлива в баке и заблаговременно сворачивают на автомобильную заправку.

А про свои мозги забывают, как в сказке про Крошечку-Хаврошечку.

Причина выгорания - в непонимании режима труда и отдыха, в по-детски наивной идее о том, что чем быстрее едешь, тем быстрее приедешь.

Но есть и более глубокие причины того, почему вообще такие глупые идеи поселяются в умных головах.

Об этом расскажу в следующий раз.

==========================

Приглашаю вас в группу ВК.

На комментарии отвечаю.

==========================