Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Треугольник Карпмана: психологический анализ и примеры из практики.

Треугольник Карпмана - это модель психологического поведения, которую разработал американский психолог Стивен Карпман. Он описал три роли, которые люди играют во взаимоотношениях: жертва, спаситель и преследователь. Каждая роль включает в себя определенные поведенческие черты и реакции, которые могут приводить к конфликтам и драмам.

Жертва - это человек, который чувствует себя беспомощным, уязвленным или неправедно обиженным. Жертва может выступать в роли слабого звена, которое нуждается в спасении. Они могут просить о помощи и поддержке, но не предпринимать никаких действий для решения своих проблем.

Спаситель - это человек, который чувствует себя необходимым и полезным для других людей. Они часто чувствуют ответственность за жертву и хотят помочь ей. Однако, спаситель может начать воспринимать жертву как слабого и неполноценного, и начать контролировать их жизнь.

Преследователь - это человек, который чувствует себя ущемленным, обиженным или разочарованным другими людьми. Они могут начать вести себя агрессивно и атаковать жертву и спасителя. Они могут чувствовать удовлетворение от контроля и манипуляции другими людьми.

Пример из практики:

В семье может происходить множество ситуаций, которые можно проанализировать с помощью треугольника Карпмана. Например, ребенок может играть роль жертвы, родитель - спасителя, а другой родитель - преследователя.

Представим ситуацию, когда ребенок не может справиться со своими учебными заданиями. Родитель, который играет роль спасителя, начинает помогать ребенку в выполнении заданий, но в процессе обучения он становится слишком контролирующим и критичным к ребенку. Второй родитель, который играет роль преследователя, начинает критиковать ребенка и родителя, который помогает ему, за то, что они не могут самостоятельно справляться с заданиями.

В результате, ребенок чувствует себя беспомощным и неполноценным, не верит в свои силы и начинает уходить от учебы. Родитель, который играет роль спасителя, становится разочарованным в себе и чувствует себя ответственным за неудачи ребенка. Родитель, который играет роль преследователя, начинает испытывать злость и раздражение от того, что его ребенок не справляется со своими заданиями.

Чтобы разрешить эту ситуацию, родители могут попробовать напрямую общаться друг с другом и с ребенком, выражая свои чувства и потребности, и находя компромиссное решение, которое удовлетворит всех участников. Например, они могут договориться о том, какой родитель будет помогать ребенку с учебой, какой родитель будет контролировать ситуацию и как они будут оценивать успехи ребенка. Это поможет установить более здоровые и продуктивные отношения в семье и помочь ребенку справиться со своими учебными заданиями.

В школьной жизни подростков этот треугольник может проявляться в различных ситуациях, например, в конфликтах между учениками или в отношениях между учителем и учеником.

Допустим, есть ситуация, когда ученик А постоянно получает плохие оценки по математике и начинает чувствовать себя жертвой. Он обращается к учителю Б и просит помощи. Учитель Б, чувствуя себя ответственным, начинает помогать ученику А и становится его спасителем. Однако, со временем ученик А начинает настолько привыкать к помощи учителя Б, что перестает стараться и ждет, что учитель Б будет решать все его проблемы. В этот момент учитель Б начинает чувствовать себя преследователем, поскольку его ожидания не оправдались.

Как решить эту ситуацию и выйти из треугольника Карпмана? Учитель Б может помочь ученику А, но не должен брать на себя всю ответственность за его успехи. Вместо этого учитель Б может научить ученика А самостоятельно решать задачи и давать ему возможность проявлять свои сильные стороны. Это позволит ученику А почувствовать себя ответственным за свой успех и выйти из роли жертвы. Учитель Б, в свою очередь, может оставаться наставником и поддержкой для ученика А, но не должен брать на себя всю ответственность за его успехи и не должен чувствовать себя преследователем.

Таким образом, решение проблемы в треугольнике Карпмана заключается в том, чтобы каждая сторона брала на себя ответственность за свои действия и не перекладывала ее на других. Когда каждая сторона находится в своей роли, отношения становятся более здоровыми и конструктивными.

Коллеги, рада вашим откликам. Благодарю вас за комментарии.

На консультацию можно записаться по телефону 8-918-350-07-00

Автор: Литвиненко Наталья Эдуардовна
Психолог, Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru