Найти тему

Какую роль играет зависимый?

Драматический спаситель играет свою роль в основном из-за того, что он вынужден спасать, чтобы избежать взгляда на свои собственные тревожности и скрытые чувства, поскольку жертва нуждается в их участии, как и в случае пожарного/спасителя.

Спаситель также может играть свою роль из-за крайне низкой самооценки. В таком случае скрытый мотив его действий понятен: он желает поднять самоценность в своих глазах. Кроме того, спасители зачастую вступают в созависимые отношения, страдают от своего спасательства и считают своим долгом, крестом по жизни спасать даже тех, кто в этом не нуждается. Для спасителей характерно постоянное чувство вины, самобичевание, обращённость на проблемы других людей в ущерб себе.

Следует отметить, что зачастую у Спасителя никто не просит себя спасти. Его помощь никому не нужна, он не спрашивает у предполагаемой несчастной жертвы, нужно ли её спасать. Такое спасательство также тесно переплетено с нарушением личных границ того, кого пытаются спасти. Кроме того, спасательство отнимает у Спасителя огромное количество ресурсов и сил, не позволяя ему заниматься собственной жизнью. Это наиболее опасная из трёх ролей, т. к. её сложнее прорефлексировать, чем все остальные, потому что на первый взгляд такой человек часто может казаться просто великодушным и эмпатичным.

Причины такого поведения часто уходят корнями в детство человека, в его отношения с родителями. Он или она спасает всех вокруг, желая быть "хорошей девочкой/ хорошим мальчиком", получить одобрение со стороны своих реальных родителей или внутреннего Родителя, а также является безуспешной попыткой укрепить свою самооценку и самоценность, хотя в действительности, так как Спаситель постоянно пребывает в низкоресурсном состоянии, его самооценка не может быть стабильной.

По словам Эрика Берна, «Первая группа играет в „Я только пытаюсь Вам помочь“, в то время как вторые на самом деле помогают людям».

Жертва

Характерная особенность Жертвы - нежелание брать на себя ответственность. Она убеждена в своей неспособности к самостоятельной жизни и всегда ищет Спасителя, а также часто привлекает себе Преследователя (Агрессора), потому что подсознательно она не хочет выходить из своего пассивного положения, так как не хочет быть ответственной за свою жизнь. Если Жертве предлагается совет для разрешения её проблемы, она сразу же отвергает его, т.к. считает свои проблемы неразрешимыми. Из-за отказа от ответственности Жертвы часто страдают различными зависимостями: алкогольной, наркотической, обжорством и др. Это также является некоторым жестом самоотречения, вверения себя другим людям (зачастую - Спасителям), т.к. человек с зависимостью, опять же, не может полноценно о себе позаботиться.

Роль Жертвы связана с постепенной деградацией личности, так как сама она перекладывает ответственность с себя на своего Спасателя и отказывается вести полноценную жизнь.

Агрессор (преследователь)

Для Преследователя характерно стремление властвовать над другими, доминировать над Жертвами, буквально нападать на других людей. Часто эту роль играют те, кто подвергся насилию, абьюзу в детстве. Подсознательно такие люди испытывают глубочайшее чувство стыда и беспомощности, которое они и пытаются подавить, преследуя других. Они также не берут на себя ответственность за то, что причиняют боль другим, ибо считают, что те люди заслужили подобного отношения. Проповеди, угрозы, запугивания, многочисленные нравоучения и открытые конфликты - всё это является обыденными действиями Агрессоров.

Преследователь своим поведением пытается компенсировать свою никчёмность, проецируя её на своих Жертв. Такие люди часто не осознают того, кем они являются, чувствуя себя жертвами. Для Преследователей характерен следующий цикл: "Я просто пытался вам помочь (Спасатель), а вы на меня напали (Жертва), поэтому мне пришлось защищаться (Преследователь)". Следует отметить, что из этой роли выйти проще всего, т. к. действия Агрессоров имеют явную деструктивную природу.

Игра— это драматизация жизни, но не сама жизнь; однако каждый из вовлеченных в игру переживает свою роль как настоящую. Спасатель верит, что действительно помогает, алкоголик чувствует себя действительно беспомощной Жертвой алкоголизма. Когда любой из них становится Преследователем, он верит, что его претензии обоснованы и его гнев справедлив. Они не замечают, как переходят из одной роли в другую в зависимости от обстоятельств. Короче говоря, находясь в определенной роли, они переживают ее как настоящую жизнь. Для наблюдателя, не вовлеченного в игру, очевидно, что Жертва не так беспомощна, как ей кажется, что Спасатель в действительности не помогает, что претензии Преследователя совсем не так уж обоснованы и что все они в глубине души осознают это. Таким образом, вся драма насквозь фальшива, и всякому наблюдателю, который хочет разобраться в ситуации, необходимо осознавать это, чтобы не попасться на крючок игры. Чтобы в действительности помочь алкоголику, необходимо отказаться участвовать в игре в качестве исполнителя одной из ролей — Спасателя, Преследователя или Жертвы.