Найти тему

Кадариты и джабариты: возможно ли изменить судьбу?

Продолжая тему мутазилитского понимания божественного предопределения следует сказать, что по их мнению человек совершает свои поступки сам, без предопределения и принуждения. Именно человек, а не Бог несёт полную ответственность за то, станет ли он верующим или неверующим. Они также утверждали, что Бог творит человека без веры или неверия, а быть верующим или неверующим он автономно решает сам. Бог не творит поступки человека, но Он допускает послушание или ослушание Его воли, и за то или другое действие человек получит либо награду, либо наказание. Таким образом, на вопрос кто отвечает за зло или добро, за всё справедливое и несправедливое в этом мире мутазилиты ответили довольно просто и ясно – за всё в ответе сам человек.

Ответить на поставленный вопрос оказался нелегко сторонникам ал-Ашари, так как, если всё предопределено Богом, то получалось, что как добро так и зло в этом мире совершается по воле Всевышнего. Свою позицию ашариты, а в дальнейшем большинство суннитских ученых, выразили так: зло и благо в судьбе человека – от Бога, и все человеческие поступки совершаются по Его воле; если человек действует согласно Его Законам, то божественная воля творит его поступок, если же человек действует в противоречии с Его Законом, то божественная воля выражается в «позволении» поступить так.

В отношении человеческих грехов часть мутазилитов настаивали на том, что нельзя делить их на малые и большие – наказание за любой грех несёт одинаковое наказание. Другая же часть мутазилистских учёных были с этим не согласны и делили грехи людские на две категории – большие и малые и наказание за каждую категорию ждало соответственно – легкое и тяжкое.

Со временем в суннитском вероучении укрепилось та идея, что если человек за тяжкий грех получит наказание в этом мире, то он будет освобождён от наказания на том свете (что предпочтительнее), а если наказание отстрочён, то наказание его достигнет в загробной жизни и это наказание будет более тяжким. Джабариты, в отличие от кадаритов также утверждают, что заступничество Пророка на том свете за грешника может повлиять на решение Аллаха простить грешнику его большой грех или не простить. И, наконец, ещё один важный момент: по мнению джабаритов мусульманин, какой бы грех он не совершал, не будет вечно пребывать в аду – получив мучения, соответствующие своему греху, он будет перемешён в рай.

Завершая тему предопределения приведём один факт из современной науки. Как утверждает учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук Т. В. Черниговская мозг принимает решение раньше чем это делает сам человек. Тогда получается, что все наши поступки запрограммированы уже при рождении. Если это верно, то выходит, что правы не мутазилиты, а ал-Ашари и джабариты.