Найти в Дзене

6 уровней валидации клиента

На супервизиях часто можно услышать выражение «валидировать чувства» -  то есть, нормализовать их, признать. При этом валидировать также можно мысли и поступки человека, что, в целом, дает ему опыт безусловного принятия и возможность психологически вырасти. В схема-терапии, например, есть даже такой термин «ограниченное родительство», когда терапевт ведет себя с пациентом как хороший родитель и удовлетворяет потребности, которые были фрустрированы в детстве. Есть шесть различных уровней валидации или подтверждения.

1. Присутствие и внимательность. Вспоминаю одну из своих психологов-женщин, которая проводила консультацию со мной, параллельно листая новости в телефоне. Надо ли говорить, что наша терапия долго не продлилась. Клиент, зачастую фрустрированный, первым делом ищет в своем терапевте цельность и контакт с настоящим, которого ему самому сильно не достает.

2. Ментальное сопереживание. На этом уровне мы перефразируем, резюмируем то, что говорят клиенты, задаем уточняющие вопросы. То есть, мы показываем, что полностью понимаем то, что они говорят.

3. Чувственное сопереживание. Здесь мы признаем эмоции нормальными, и говорим о том, что такие чувства испытал бы и другой человек, попади он в такую ситуацию. «Конечно, ты нервничаешь. Первое свидание тревожно для любого человека, это нормально.»

4. Отражение невербальной коммуникации. На этом уровне мы демонстрируем настроенность на нашего клиента, используя базовые техники зеркального отражения. Если клиент начинает говорить быстрее -  это сигнал также ускорить темп нашей речи. Если клиент начинает говорить тише - это сигнал также уменьшить громкость. Или если наш клиент просто внезапно подвигается вперед на своем месте -  это сигнал сделать то же самое. Есть большая разница между зеркалом и имитацией. Мы не подражаем нашим клиентам, мы отражаем их.

В исследовании 2007 года, посвященном корпоративным деловым переговорам, психолог Колумбийского университета Адам Галински и его коллеги попросили одну группу участников повторить поведение своего партнера, а других остаться равнодушными. Результат был шокирующим. Из 15 переговоров, в которых люди зеркально отражали своих оппонентов, 10 завершились сделками, но только два из 16 переговоров без зеркального отражения смогли заключить сделку.

5. Нормализация прошлого и настоящего контекста. Например, мы даем понять клиенту, что формирование его детской психотравмы было неизбежным в тех условиях, где он рос. Мы можем нормализовать нынешний и прошлый контекст одновременно. Одна отличная фраза, которую можно использовать: “Имеет смысл, что ...” Например, " Я слышу, что в прошлом у вас было много неудачных романов, поэтому вполне логично, что вы неохотно вступаете в новые отношения прямо сейчас".

6. Радикальная подлинность. Это когда мы реальны с кем-то, в основном так же, как мы были бы реальны с кем-то в неклинических отношениях. Это лучший способ отразить их реальность, другими словами, подтвердить. Радикальная подлинность требует прочного терапевтического альянса. Мы не можем просто быть жестоко честными с нашими клиентами. Но именно поэтому это самый высокий уровень проверки, потому что для этого требуются все предыдущие уровни.

Не утруждайте себя попытками быть абсолютно искренним с клиентом, если вы сначала не пройдете первый, второй, третий, четвертый, пятый уровни. Для начала будьте присутствующим и внимательным, отражайте как вербальное, так и невербальное общение. Хорошо поработайте над нормализацией исторических и нынешних обстоятельств. И если у вас уже есть прочный терапевтический союз с клиентом, тогда вы можете применить и радикальную подлинность. В этом случае клиент увидит вас настоящего и, следовательно, будет доверять вам еще больше.