Не так давно Paramount Pictures представили трейлер своего нового фильма Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves, основанный на популярной ролевой настольной игре Dungeons & Dragons (далее по тексту - D&D).
Если вы когда-либо смотрели Stranger Things или The Big Bang Theory, то вы уже примерно знаете, что это. Для остальных небольшая справка:
Подземелье и Драконы - это игровая механика, в которой Мастер-ведущий игры собирается за одним столом с игроками. У каждого игрока есть лист с готовым персонажем. Раса, класс, сильные и слабые стороны, умения, характер - всю фантазию игрока хранит в себе обычный листочек А4.
Одна игра - одно приключение, где есть начало, таинственное путешествие и эпичный финал, в котором игроки должны победить злого хозяина подземелья. Мастер - царь и бог игровой вселенной, основываясь на действиях и бросках кубиков игроков, ведёт историю, отыгрывает роли персонажей внутри игры и всячески наполняет игру весельем и вызовами. Да, всегда есть вероятность, что кто-то из игроков не переживёт и встречи с кухонной крысой. Были, знаем.
Лично у меня очень поверхностный опыт в подобных играх. Каждый раз, когда я пытался подойти к данному типу досуга появлялся чел, который скидывал PDF файл на 100+ страниц с основами игры и говорил подготовить всё к субботе вечером пятницы! А потом тебе ещё сверху накидывали такой же талмуд с игровым лором, историей вселенной, мифологией и бестиарием. А если не прочитал, то пеняй на себя ибо выбор подходящего дайса для бросков сравним с выбором правильного столового прибора в высшем обществе!
Даже с небогатым опытом я всегда ценил одну вещь в подобных играх - камерность и приземлённость. Основное действие заключено в ограниченном пространстве с ограниченным кругом лиц. Не всегда D&D об эпичности и размахе уровня Властелина колец.
Поэтому при всей своей красоте трейлер экранизации D&D мне не зашёл. Но есть у меня пример идеальной адаптации, которая в полной мере соответствует моему ожиданию от приключения в духе Подземелья и Драконов.
Danjon Meshi
Манга под авторством Рёко Куи публикуется в журнале Harta с 2014 года. Начало вполне себе в стиле D&D. Рядом с тихой деревушкой появляется разлом, из которого вылезает немощный старик. Перед смертью он успевает оставить своё послание:
Разлом оказался входом в подземелье, полного золота и ловушек с монстрами. К деревне начали стягиваться сотни авантюристов, желающих урвать часть сокровищ. Одними из них оказываются наши герои - группа приключенцев, добравшихся до самых глубин подземелья.
Манга начинается с того, что в битве с драконом погибает Фарлин - сестра главного героя - Лайоса, дав возможность остальным членам группы безопасно вернуться на поверхность.
Оказавшись на поверхности, Лайос без всякой подготовки собирается вернуться за сестрой обратно, так как одним из правил подземелья является то, что человек, погибший в нём не умирает навечно. Однако, чем сильнее повреждено тело и чем дольше труп будет разлагаться, тем меньше шансов успешно воскресить падшего товарища и не дать душе превратиться в блуждающего призрака. А в данный момент тело сестры Лайоса находится, предположительно, в желудке дракона! Поэтому нужно вернуться как можно быстрее.
Не все спутники поддерживают решение пойти обратно в подземелье, поэтому компанию протагонисту составляют лишь двое: полурослик Чилчак и эльфийка Марсиль. На вопрос, чем они будут питаться без подготовленной провизии лидеру Лайосу приходит безумная идея:
В месте, где нет ни свежей провизии, ни рынков, всё, что остаётся неподготовленному путнику - довольствоваться тушками обитателей подземелья - монстрами.
К их "счастью" в это время группу встречает дворф Сенши, который уже долгие годы живёт в подземелье и питается монстрами. Он обещает помочь ребятам достигнуть своей цели. Из номера в номер компания забирается всё глубже в подземелье, встречая на своём пути всё более опасных монстров.
Одной из фишек манги является то, что готовка монстров описывается с кулинарной точностью. С мерками, правилами готовки, чтобы ничего не подгорело и не слиплось. Будто вы можете приготовить эти блюда дома!
Чтобы выжить приходится есть всё: ходячие грибы, мандрагор, дриад и даже призраков! Ведь здоровое питание и сон - залог выживания в подземелье!
Давайте немного поговорим про главных героев.
Лайос - воин-человек. С сестрой Фарлин с детства обожали монстров и приключения. Его не интересуют ни сокровища, ни власть, поэтому многие авантюристы считают его странным, а некоторые даже загадочным.
Хотя на самом деле Лайос прост как пять копеек. Он малость глуповат, совершенно не понимает намёков и чувств людей. Но также чрезмерно упрям и неплохо соображает, когда речь заходит о защите близких. Такой вот простодушный, обаятельный дурачок!
И он повёрнут на монстрах, как маленький ребёнок! Поэтому он столь яро приветствует предложения Сенши приготовить очередное чудовище на обед. Даже если это сделать невозможно, как в случае с живыми доспехами, но но он должен!
Марсиль - маг-эльфийка. Фарлин была её подругой в магической академии. Вместе девочки заглушали чувство одиночества пока Фарлин не решила однажды бросить академию и отправиться исследовать подземелья с братом. Марсиль получает приглашение от подруги присоединится к ним. И вот он уже вместе отправляются в очередное опасное путешествие.
Несмотря на свой добродушный характер Марсиль скрывает много сюрпризов как от читателей, так и от своих друзей. От увлечения тёмной магии до скрытых мотивов исследовать подземелье.
Чилчак - вор-полурослик. Парень всеми силами выстраивает себе образ делового негодяя - авантюриста, однако, судя по его поступкам, в душе он очень чуткий и альтруистичный человек.
Вокруг него завязано большинство шуток касаемо продолжительности жизни различных рас. К нему относятся как к маленькому непоседе, хотя по факту ему почти 29 лет, у него есть жена и дети!
Сенши - дворф - повар. Как я уже говорил выше, он жил в подземелье ещё до того, как о нём узнали жители с поверхности. Он неплохо наладил свой быт: Например земляных големов он использует в качестве грядок для овощей!
Из любого монстра он может приготовить практически всё, подбирая рецепт под ситуацию. А как он оказался внутри подземелья задолго до прочих авантюристов - об этом уже вам расскажет сама манга.
На своём пути ребята повстречают старых товарищей и новых друзей, которые помогут им продвинуться дальше в глубины подземелья.
В двух словах о самом подземелье. В манге подземелья в своей сущности очень изменчивы. По сути это огромное сосредоточение манны, которое в ограниченном пространстве способно вопреки любым законам физики менять свою площадь, структуру и даже создавать собственные правила. Изначально подземелье может быть неглубокой пещеркой, где то тут, то там валяются древние свитки и монеты. Залутав сокровище, подземелье приманит тебя к себе ещё раз, предложив ещё больше золота.
Со временем о нём узнают желающие подзаработать с соседних сёл, позже приезжают путешественники из других земель. Жадность людей толкает их дальше в глубь подземелья. И кажется, что оно бесконечно расширяется, пока кто-то не дойдёт до его пределов, где наградой будет трон хозяина подземелья с практически безграничной властью.
Новый хозяин обязательно решит защитить свои владения, выпустив на волю монстров и наполнив подземелье ловушками и лабиринтами. Со временем монстров может стать так много, что они отпугнут авантюристов и, выйдя за пределы подземелья, начнут нападать на местных жителей, которым некуда бежать.
Подобные инциденты пытаются контролировать старшие расы: эльфы, гномы и дворфы, наблюдая за подземельями. Но даже в стабильных подземельях хозяин может быть убит и его место займёт новый, кто-то из авантюристов. Хорошо, если новый владыка будет просто повёрнут на богатстве и распутстве. Но что, если главой станет некто любящий монстров? Некто вроде Лайоса?
Это был краткий разбор завязки манги. Надеюсь мне удалось раскрыть и разжевать тему, потому что далее пойдут аргументы, почему я считаю Danjon Meshi примером отличной адаптации партии D&D.
Как я описал выше, подземелье - очень самобытное пространство, где нет места стабильности и постоянству и оно будет меняться так, как этого требуют обстоятельства. Я много разговаривал с мастерами игр - подобной вольности всегда есть место в играх. Если, допустим, правильное направление было на востоке, а игроки уверены, что им нужно на север, то либо нужно аккуратно им намекнуть, что нужно идти в другую сторону, либо важный ивент теперь находится на севере. И подобные внезапности: типа запасов пресной воды и мест для отдыха.
Если ты требуешь от игрока таких аспектов как сон, поддержание сытости, то сюжет в Danjon Meshi очень скрупулёзно относятся к таким мелочам. Поэтому немного реализма, как по мне, важная часть в отыгрыше персонажа.
Не забываются также многие мемные фишки D&D вроде мимиков.
На протяжении всех глав я старался относится к происходящему, как к партии в игру. Где мастер отыгрывает роль всех второстепенных персонажей и владельца подземелья, а главные герои - игроки, который отыгрывают свои роли.
Не так часто исход боя строится на навыках, скорее на безумных планах и отчаянных действиях. Ровно так зачастую и происходит в играх! Уж поверьте страх перед великим дайсом с шансами провалов и промахов заставляет людей частенько совершать не столь очевидные решения.
Но! Даже абстрагируясь от подобного отношения к манге, это всё ещё очень хорошее произведение. В основном забавное, но временами выдающее очень крепкую драму.
Со временем здесь развивается складный и понятный лор, где есть место политическим играм, подпольной преступности и эпичности. Рисунок заслуживает отдельной похвалы. Поначалу он кажется простым, но с развитием сюжета он становится всё более детализированным и красивым. С пейзажами древнего замка, его холлов и коридорчиков, дизайн монстров и главных героев со временем только хорошеет.
Если говорить вообще обо всём,что мне понравилось, то мне и цикла материалов не хватит! Потому что иначе я бы смаковал каждую главу! Вы большие молодцы, если дочитали досюда, но почему вы ещё не начали читать мангу!? Бегом, бегом!