Найти тему
Аналитический туризм

Пять мега-проектов России в XVIII веке

Оглавление

Продолжаем рассматривать с колокольни первой четверти XXI века события минувших столетий и субъективно определять наиболее значимые из них (для нашего будущего и настоящего).

На этот раз выделим ключевые проекты поворотного времени в нашей истории, когда страна прочно переориентировалась на Запад.

1. Организация крупного металлургического производства на Урале

Первые кустарные предприятия («мужицкие заводы») появились на Урале раньше XVIII века. Однако после чувствительного поражения от шведов под Нарвой, где была потеряна вся накопленная за 200 лет артиллерия, государство было вынуждено срочно организовывать крупные горные заводы (как казённые, так и частные).

Это позволило не только полностью восстановить утраченное, но и выйти на позиции одной из ведущих металлургических держав мира (по железу, чугуну и меди). Эта отрасль стала, образно говоря, водобойным колесом русской промышленности того времени.

Возникали даже целые заводские кластеры из групп заводов и соответствующей инфраструктуры (своего рода «государства в государстве»). Первую такую империю создал Акинфий Демидов. Затем его превзошёл другой промышленник - Савва Яковлев.

Доставку готовой продукции в европейскую часть страны осуществляли по Чусовой (единственной водной артерии, пересекающей Уральский хребет с востока на запад). Правда, были проблемы: река мелкая, извилистая, и на всём её протяжении много отвесных скал («бойцов»). Для решения первой задачи реку доливали в половодье из заводских прудов, ну а дальше вся надежда была на мастерство сплавщиков. Весь произведенный за год металл надо было успеть перевезти за две недели (по возможности с минимальными потерями).

2. Логистический коридор в Балтийское море

Во времена «смутного времени» начала XVII века, когда Россия разбиралась с самозванцами и польскими интервентами, Швеция не преминула воспользоваться моментом, захватив часть российских северо-западных территорий, и отрезать нашу страну от выхода к морю.

Только спустя 100 лет, по итогам Северной войны, Россия восстановила статус Балтийской державы, заодно построив новую столицу, один из красивейших городов мира.

В настоящее время, несмотря на то, что глобальный геополитический фокус смещается на Восток, прямой выход России в Атлантический океан ещё долго будет иметь важное экономическое и военное значение.

3. Губернская реформа

Губернскую реформу начал Петр I, а заканчивала Екатерина II, в результате чего страну разделили на 50 губерний.

Несмотря на то что количество субъектов, их наименование и границы с тех пор многократно менялись, сам принцип административно-территориального деления сохранился до настоящего времени.

Он, насколько возможно в наших условиях, позволяет осуществлять управление страной, собирать налоги и распределять полномочия с учётом местных условий.

4. Освоение Приазовья, Кубани и Крыма

За выход к Азовскому, Чёрному, а в перспективе и к Средиземному морям на протяжении всего столетия приходилось бороться с Османской Империей как на поле боя, так и за переговорным столом.

И хотя средиземноморской державой Россия так и не стала, были присоединены и освоены обширные территории Кубани, Приазовья и Крыма.

Надо ли говорить, какое значение имеют для нас они сейчас, равно как и основанные в то время города: Ростов-на-Дону, Краснодар, Севастополь, Симферополь и многие другие.

5. Фактическое создание военно-морского флота

Хотя указ о создании ВМФ был подписан за несколько лет до окончания предыдущего века, первый отечественный военный корабль был спущен на воду в Воронеже в 1700 году. Спустя 14 лет была одержана первая крупная морская победа (у мыса Гангут). А в конце столетия уже водил флотилии великий адмирал Ушаков – один из самых успешных морских военачальников в мировой истории.

Значение военно-морского флота за 300 лет нисколько не уменьшилось. Ключевой частью современного ВМФ являются атомные подводные лодки – неотъемлемая составная часть «ядерной триады».

***

Продолжение:

Предыдущие части:

Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.