У младшего сына в садике есть мальчик с особенностями здоровья, из-за него в группе есть тьютор, по-чешски тьютор — это асисстент педагога, а детей в группе не 30, как в остальных группах, а только 24. И да, асисстент именно педагога, а не ребёнка.
Но прежде, чем расскажу дальше, новичкам на канале представлюсь: меня зовут Мария, живу в Чехии в городе Пльзень почти 20 лет, муж у меня чех, семья русско-чешская. Рассказываю о Чехии, чешском и чехах изнутри. Всегда рада пообщаться с подписчиками на канале в комментариях.
Специальные педагогические центры и асисстенты
Каждый ребёнок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) ведён в специальном педагогическом центре. Там ему проводят психологическую диагностику и советуют родителям, какое образование ребёнку лучше дать.
Если это инклюзия, то есть нахождение в коллективе здоровых сверстников, то решают дать или нет в группу или в класс асисстента, и каким размером должен быть детский коллектив. А ещё пишут рекомендации к индивидуальному образовательному плану ребёнка. Школа или садик обязаны составить план, чтобы его одобрили в специальном педагогическом центре, а потом следовать этому плану. То есть, например, если написано, что ребёнок не может писать диктанты по причине нарушения слуха, то учитель по идее не вправе задавать ему писать диктанты.
Но на практике не все учителя следуют этому индивидуальному плану.
Типы садиков и школ
Если уже у ребёнка нарушений столько, что он просто не может быть в детском коллективе, то его направляют в специальный детский сад (например, логопедический, зрительный, слуховой, дыхательный, с уо и т. п.) или тех, кто постарше - в специальную школу. При чём, специальные школы есть такие, где обучают по общей школьной программе, но в классе учатся дети с одинаковыми нарушениями, например, все аутисты или все астматики, а есть классы или школы, где учатся дети с нарушениями интеллекта и другими проблемами. Вот последних сложнее всего инклюзировать, поэтому, они чаще всего в спецшколах.
На сколько работает инклюзия
У меня есть знакомый, назовём его здесь Милан, у него две дочки. У обеих диагнострирован аутизм плюс нарушение внимания. У одной ещё и мутизм, то есть, она разговаривает только с родителями. Если чужая тётя или ребёнок что-то ей скажет, то она никак не отреагирует. Они не могли ходить в садик, их попросили взять дочек домой на семейное обучение, а сейчас не могут ходить в школу. Точнее старшая начинала ходить в инклюзивный класс, у неё была тьютор, но учительница не хотела смотреть на индивидуальный учебный план, свои требования к ней не снижала. При это у девочки лёгкое ДЦП и моторика плохая. Учительница объясняла: «Я не могу Саринке поставить отличную оценку за то, что сделает другой ребёнок и получит только «трояк»». Кроме того, учительница девочку с мутизмом поддразнивала, что она реагирует на неё не сразу.
Что делать на домашнем обучении
Пришлось девочку из школы забрать и опять уйти на семейное. Для семейного обучения есть специальные «коммунитные» школы — я вот даже не знаю, существует ли в России такой аналог? Если да, то как это называется? Пока не знаю, буду писать «коммунитные» в кавычках. «Коммунинтная» школа — это не школа, а просто объединение родителей и детей из разных школ, где родители таких же бедолаг объядиняются вместе и кто-то из них ведёт географию, а кто-то, например, математику, языки или труды. Потому что Милан жаловался, что уже в третьем классе ему трудно готовить все материалы для дочери. Тем более, ей нужно объяснять всё наглядно, чисто текст она не воспринимает. А в такой «коммунитной» школе всё же проще. Он ведёт, например, музыку и труды. Потому что сам музыкант. А младшая тоже ходит туда в эту же школу. На обычное обучение её даже записывать не стали.
А что после основной школы
Напомню, что основное образование в Чехии заканчивается в 9 классе, а дальше уже идёт среднее образование, которое длится 4 года.
Так вот, поступить можно в любую школу, гимназию или училище. Можно всюду пойти с асисстентом и с индивидуальной программой. А если семейное обучение или онлайн? То мне говорила опять же знакомая, у которой сын в средней школе учится, что в Чехии всего одна средняя школа есть, которая поддерживает дистант, то есть домашнее образование.
В вуз тоже можно пойти с тьютором и с индивидуальной программой.
Другое дело, как это и кем всё будет соблюдаться.
Знала я раньше слепого студента, его тьютор водила на занятия в университет.
У кого-то есть опыт инклюзии в России? Система похожа?
И интересна ли вам тема про детей с особенностями развития? Мне есть, что ещё рассказать. Например, про логопедов и дефектологов.
Приглашаю подписаться на канал, чтобы не пропустить другие материалы о Чехии. Некоторые публикации делаю только для подписчиков - например, пост-болталку, где можно в комментариях написать всё, что угодно и задать любой вопрос. Подпишитесь на канал, обновите страничку и увидите его в закрепе