«Империя света» – романтическая драма о психически нездоровой немолодой работнице кинотеатра, которая заводит роман с молодым чернокожим парнем в разгар беспорядков на почве расовой ненависти в Великобритании 80х годов.
Сэм Мендес вернулся к истокам и снял фильм по мотивам «Красоты по-американски» о запретной любви людей разных поколений, старший из которых сходит с ума. Как и в «Красоте» в фильме присутствуют психические заболевания, кризис среднего возраста, неудовлетворенность работой и жизнью в целом, а внезапно вспыхнувшая любовь придает человеку силы и желание жить, правда это длится недолго, и герои плохо заканчивают.
Действие фильма происходит в живописном городе Маргит на юго-востоке Англии, которому режиссер с легкостью придает вайб восьмидесятых годов. Снимали фильм в уже не действующем кинотеатре, который был открыт в 1935 году на территории парка развлечений Dreamland.
Колин Ферт представлен в непривычной для себя роли анти-мистера Дарси, а Оливия Колман уже в довольно привычном для себя амплуа немолодой женщины на грани безумия.
К фильму приложил руку английский кинооператор сэр Роджер Дикинс. Кадры фильма невероятно кинематографичны, получаешь неизгладимое эстетическое удовольствие от просмотра. Его операторскую работу номинировали на премию Оскар в этом году, но он проиграл другому английскому оператору Джеймсу Френду за его работу на «На Западном фронте без перемен».
Сэм Мендес пытается усидеть на всех стульях сразу, впихав в фильм слишком много насущных проблем, которые он впопыхах старается решить. Любовь зрелой женщины и молодого парня, любовь белой женщины и чернокожего парня, расизм в Великобритании, психические расстройства, супружеские измены и конечно же старый кинотеатр и все что с ним связано.
Хилари – главная героиня фильма, но режиссер постоянно ущемляет ее в экранном времени и вместо того, чтобы дополнить ее образ деталями, приоткрыть завесу тайны ее прошлого и дать чуть больше контекста о ее заболевании и неудавшейся личной жизни он долго и в деталях рассказывает о жизни Стивена и о его переживаниях. История Стивена достойна экранного времени, но это должен быть уже совсем другой фильм – о расизме и трудностях жизни чернокожего населения Великобритании 80х годов, но уже без престарелой неуравновешенной женщины, которая нужна этому парню как собаке пятая нога.
История их любви, или скорее симпатии, не вызывает умиления. Она вызывает недоумение и кажется неправдоподобной. Одинокая Хилари могла влюбиться в харизматичного парня и настроить себе иллюзий об их романе, которому не суждено было случиться и за этим было бы куда интересней наблюдать, чем за их лобызаниями на заброшенном этаже кинотеатра.
Режиссер показал все стадии биполярного расстройства героини – внезапные вспышки гнева, маниакальные эпизоды как в кино, ступор и вялотекущая депрессия от препарата лития. Это конечно дорогого стоит, вместить столько эмоций героини в один фильм, но ее внезапные смены настроения выглядят карикатурными. Любовь не вылечила ее, а только усугубила состояние, а кино – великое искусство. Героиня просто не смотрела кино в свободное от работы времени, а зря. Глядишь, вылечилась бы.
Мелодраматическая музыка только усугубляет положение и до последнего пытается заставить зрителя поверить в магию кино, но увы это не «Новый кинотеатр «Парадизо» и увлекательные рассказы Нормана (Тоби Джонс) об устройстве кинопроектора и как из луча света рождается мечта вызывают только зевоту.