Найти тему
15,1K подписчиков

“ПЕРЕДАТЬ” – КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО В БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ И НАСТАВЛЕНИИ

Проповедь или наставление в библейской вести есть процесс передачи Божьего послания с помощью слов. Как сказал Батсэлл Барретт Бакстер, “Слова – это орудия труда говорящего”. Как плуг является орудием для крестьянина, так и слова – это орудия проповедника. Библия сравнивает проповедника и учителя с сеятелем (Лк. 8:5-8). А семя, как сказал Иисус, есть Слово Божие (Лк. 8:11). Получают семя те, кто слушает (Лк. 8:12-15). Чтобы иметь успех, проповедники и учителя должны знать цель, а также слабые и сильные стороны устной передачи Божьего послания.

ЦЕЛЬ ПЕРЕДАЧИ БОЖЬЕГО СЛОВА

Говоря просто, цель всякого общения Бога с людьми состоит в соединении их с Собой. Для этого Богу необходимо каким-то образом дать о Себе знать кому-то из людей. В качестве главного средства раскрытия Себя перед человеком Бог избрал словесное общение. Затем Бог использовал тех людей, которым Он открыл Себя, в качестве орудий передачи другим полученной ими информации о Нем (2 Тим. 2:2). Такие люди часто именуются в Библии пророками, проповедниками или евангелистами (Еф. 4:11; 1 Тим. 2:7).

Итак, Бог делает первый шаг в открытии Себя человеку. Первое сообщение исходит от Бога к проповеднику, потенциальному сеятелю, или вестнику, через Библию. На этом этапе проповедник является также слушателем. Потенциальный сеятель, или благовестник, воспринимает сообщение от Бога и начинает сближаться с Его божественной сущностью. Устанавливается обратная связь от проповедника к Богу через молитву. Чем больше божественной природы приобретает проповедник, тем теснее становится его связь с Богом. В единении с Богом проповедник принимает на себя миссию передачи Божьих мыслей другим слушателям.

Проповедник облекает свой мысленный и эмоциональный образ Бога в слова и передает его слушателям. Цель передачи таких образов Божьего разума и сердца – не привлечь слушателя к проповеднику, но обратить его к Богу, чтобы он мог соединиться с Ним. Когда слушатель соединяется с Богом, он соединяется и с тем, кто передал ему Божье послание. Общение идет в обоих направлениях: от Бога к проповеднику и от проповедника к Богу; от проповедника к слушателю и от слушателя к проповеднику; от слушателя к Богу и от Бога к слушателю. Этот цикл общения, или передачи информации совершается, прежде всего, посредством слов. Для более эффективного использования слов необходимо понимать, что возможности словесного общения в определенной степени ограничены.

ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВЕСНОГО ОБЩЕНИЯ

Наиболее известным недостатком словесного общения является разное понимание слов разными людьми. Произнесенное слово является символом мысли в сознании проповедника. Ряд произнесенных слов является символом картины, возникающей в сознании проповедника. Проповедование этих символов является попыткой переноса картины из сознания проповедника в сознание слушателя. Это возможно только при условии, когда понимание слов (символов) слушателями идентично пониманию их проповедником.

Батселл Барретт Бакстер сравнивает слова с мостиками, по которым мысли говорящего переносятся в сознание слушателей. Важной задачей проповедника является научиться максимально эффективному использованию слов. Как же достичь этого? Вот три простых совета проповеднику.

Во-первых, проповедник должен давать разъяснения тем словам, которые для разных людей могут означать разные понятия. Это особенно важно в отношении использования религиозных слов. Поскольку слова представляют образы, складывающиеся в нашем сознании, мы, прежде чем произнести те или иные слова, рисуем их в своем уме. Когда проповедник произносит такие слова, слушающие могут понять его сообщение только в том случае, если в их мозгу возникает такая же картина. Если слушатель и проповедник понимают некоторые слова по-разному, то вместо того, чтобы получить передаваемую информацию, слушатель нарисует в своем уме картину исходя из своего понимания произнесенных слов. Например, не все одинаково понимают слово “креститься”. Когда проповедник произносит слово “креститься”, он представляет себе человека, погружаемого в воду и поднимаемого обратно. Для слушателя это может означать окропление лба ребенка несколькими каплями воды. Та картина, которая возникает в его сознании, совершенно отличается от той, которую имел в виду проповедник. Слова “покаяние”, “вера” и “церковь” находятся среди тех, которые для разных людей зачастую определяют разные понятия. Мы не должны жалеть времени на объяснение правильного значения таких слов.

В Африке один проповедник как-то обратился к образу мула, чтобы проиллюстрировать истину на одном из уроков, и только спустя некоторое время он узнал, что никто из слушавших не понял этой иллюстрации. В той части Африки нет мулов! Использование этого слова только запутало аудиторию. Другой проповедник проводил урок о грехе эгоизма в средней школе. Вдруг до него дошло, что они могут не понимать слова “эго”. Он спросил учеников, знают ли они, что означает “эго”. Один мальчик с задней парты поднял руку. Когда проповедник дал ему слово, он встал и сказал: “Это большая птица”. Оказывается, он учил его о грехе быть большой птицей. Употребленное им слово вызвало в сознании учеников образ, весьма далекий от того, который был в голове проповедника. Все это означает, что, если мы хотим точно передать свою мысль, мы должны задумываться о том, как мы пользуемся словами.

Во-вторых, проповедник должен пользоваться простыми, знакомыми словами. Проповедь или наставление – это не та ситуация, где можно блеснуть большим запасом слов. У Иисуса, как Сына Божия, была вся сила и все знание, и все же, когда Он учил народ, Он пользовался простыми, знакомыми словами.

В-третьих, иллюстрируя сообщение, проповедник должен приводить примеры из личной жизни или из жизни известных людей, рассказывать о знакомых местах и событиях. Это создаст ясные словесные образы того, о чем говорится.

Вторым хорошо известным недостатком устного сообщения является проблема запоминания сказанного. Авторитетные лица утверждают, что средний человек запоминает только 5 процентов услышанного. Понимание этого может нас расстроить, а может и зажечь в нас желание повысить свое мастерство устной передачи информации. Трудно запоминать просто слова. Слова же, которые как бы делают нас участниками событий или обогащают нас опытом, легче потом вспоминаются. Иисус часто говорил притчами, заставляя слушателей ощутить обстановку, помогая им приобрести опыт.

Даже если люди и не запомнят всего, что сказал проповедник по данному вопросу, они вспомнят историю, рассказанную в качестве примера. Вспомнив историю, они вспомнят и сказанное. Если проповедник расскажет какую-то поучительную историю, которая заставит меня задуматься, я буду вспоминать ее много раз. Я могу забыть подробности, но даже годы спустя я смогу применить опыт этой истории в своей жизни.

Слушатели будут вспоминать то, что их взволновало, обрадовало, напугало или вызвало слезы. Все это может сделать сообщения проповедника более действенными и запоминающимися. Если слушатели могут вспомнить и своими собственными словами передать услышанное сообщение другим людям, значит, выступающий достиг поставленной цели.

СИЛА СЛОВ

Слова, при всех своих слабых сторонах, являются нашим самым мощным средством общения и потому обладают огромными возможностями. Слова могут стать руками, ногами и крыльями послания. Слова – это зеркало, окно и канал передачи вести. Библейскую весть часто называют “Словом”. Бог для раскрытия перед нами Своих мыслей и намерений избрал письменное слово.

Слова могут заставить уверовать. Апостол Иоанн утверждал, что написал Евангелие, “дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос...” (Ин. 20:30, 31).

Слова могут обличать. Когда Петр произнес свою первую проповедь после воскресения Христа, его слушатели “были поражены в самое сердце” (Деян. 2:37; Современный Перевод) и спросили, что им делать, чтобы спастись.

Слова могут судить помышления сердца. Автор Послания к Евреям писал, что Слово Божье “живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого... и судит помышления и намерения сердечные” (Евр. 4:12).

Обращайтесь со словами осторожно. Со всяким инструментом, обладающим такой силой, следует обращаться с великой осторожностью. Слова могут созидать или разрушать. В детстве я часто слышал старую народную поговорку: “Камнем и палкой можно переломить кости, а от слов не больно”. От слов бывает больно, и еще как. Иногда, например, когда нужно обличить в грехе или наставить на истинный путь, необходимо бывает причинить боль. Но даже тогда “ваша речь должна быть всегда приятна, и разговор должен быть разумен” (Кол. 4:6; Современный Перевод).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проповедники и учителя должны пользоваться словами не для того, чтобы привлечь внимание к собственной персоне или своим ораторским способностям, но для того, чтобы обратить человеческие взоры к кресту Христову. Судя по всему, Павел подвергался критике в Коринфе за то, что не был красноречив. В свое оправдание он говорил, что пришел не с красноречием, а в слабости, страхе и сильном волнении. Он заботился не о том, чтобы продемонстрировать свою мудрость или способность убеждать, но о том, чтобы показать силу Святого Духа и прославить распятого Христа. Павел хотел, чтобы вера его товарищей-христиан покоилась на Божьей силе, а не на человеческой мудрости (1 Кор. 2:1-5).

Проповедь или наставление в библейской вести есть процесс передачи Божьего послания с помощью слов. Как сказал Батсэлл Барретт Бакстер, “Слова – это орудия труда говорящего”.