Найти тему

Записки демобилизованного. Наша команда

- Сармат* к бо ю, - ожила и чётко проговорила рация. 

*Позывной Серёги намеренно изменён, поскольку на озвучку в интернете своего действующего он согласия не давал, да и из-за соображений безопасности ребят не стоит светить лишней информацией. 

Мы: я, Серёга Сармат и механик-водитель Санёк Марс молча подскакиваем с места, запрыгиваем в сапоги, накидываем бушлаты и несёмся к нашей коробочке, на ходу застегивая пуговицы и натягивая перчатки.

На улице ещё темно, но движения отточены за время тренировок. Наводчик спешит в башню, механик запрыгивает в люк механки, командир уже на башне. 

Запрыгивать - это, конечно, громко сказано. В люк хоть механа, хоть в любой другой нужно залезать быстро, но очень аккуратно. Не забывайте, что на улице последние три месяца стоит грязь. На каждом сапоге её по килограмму. Но мы приспособились. Человек вообще ко всему привыкает. 

Основная задача механика на первом этапе - включить массу, затем следить за зарядкой аккумуляторов, давлением воздуха. При необходимости запустить двигатель и скрыться с позиции. 

Наводчики и командир быстро взбираются на башню. Там два люка, для каждого свой. 

Декабрь 2022 года. Идём на дежурство.
Декабрь 2022 года. Идём на дежурство.

Сармат запрыгивает внутрь. Рация вновь оживает. Офицер передаёт координаты нашему командиру. Несколько секунд на подсчёты окончательных цифр. 

- Прицел ... уровень ..., угол......, - громко кричит мне Серëга и также сообщает тип бп.

Кричать мы привыкли давно и сразу. Когда работает двигатель "утюга", вообще сложно расслышать тихие звуки. Команды звучат громко и дублируются. Ошибки должны быть исключены. Иначе - сами понимаете. 

Наводчик, то есть я, выставляет настройки. Нужно навести пуху по горизонтали и вертикали очень быстро. 

После наведения командир передавал по радейке готовность открыть о гонь. После подтверждения мне оставалось дёрнуть за ручку спуска. Всё... "Подарок" полетел. 

Нужно понимать, что мы никакие не арти лле ристы. Серёга работал на заводе, производил полимерные материалы. Санёк рулил баранкой КамАЗа, ну а я был много лет занят в допобразовании, потом в журналистике. 

И вот нас посадили за бо евую машину. Несколько занятий с инструктором, и всё - в свободное плавание. 

Нужно понимать, что техника - это техника. Ей нужен уход, обслуживание. Что-то может забарахлить. Вот только регулировать какой-нибудь датчик или обслуживать клин, цепь и другие узлы на дежурстве никто не приедет. Разве уж что-то из рук вон случится. 

Нужно максимально быстро, желательно за несколько минут, устранить неисправность и продолжить ого нь. Самим. И мы старались. Сначала спрашивали совета у опытных экипажей, затем изучили основные нештатки, что могли вылезти и потом справлялись самостоятельно.

А потом начали обслуживать машину заранее, не дожидаясь неприятностей. 

На самом деле, наши коробочки - очень крепкие и выносливые машины. Мы привыкли к ним за последние месяцы. Всего мы сменили два " утюга". Первый забрали на техобслуживание, а когда он вернулся, то был передан другому экипажу. На втором я пробыл до своей демобилизации.

Периодически внутри башни мы с Серёгой, во оруженные ветошью и маслом, смазывали узлы и детали, очищали от грязи бк. Санек доливал масло в двигатель, трансмиссию. И машина работала. Было видно, когда пора проводить очередной сеанс обслуживания. Все-таки русская и советская во енн ая техника сделана на совесть. Она легко поддаётся ремонту. Главное - беречь её. 

Ну а мы со временем подняли свою самооценку, научившись содержать орудие в порядке. 

Механик-водитель в ответе за ходовую часть. Уровень топлива, масла в двигателе, в трансмиссии - под его неусыпным контролем. Во время сильных морозов Санёк через каждые несколько часов ходил заводить коробочку. 

На механе только с первого взгляда мало ответственности. Да, он заводит, глушит двигатель, едет на заправку и за бк. Но всё это очень важные вещи. 

К примеру, одна поездка за солярой - целое приключение. Мы ездили порой по таким местам, куда даже трехмостовый КамАЗ не сунется. К чести Санька можно было сказать, что машину за три месяца эксплуатации он посадил всего один раз. Её потом выдернула из грязи другая коробочка. 

Сармат - командир. Он в ответе за весь экипаж и машину. И все решения - за ним. 

Нужно не только точно высчитывать координаты цели, но и знать кучу дополнительной информации. К примеру, как выставить орудие, раз рядить и заря дить конвейеры бк, знать, где находятся всяческие датчики, при необходимости устранять неполадки. 

А помните фильм "На во йне как на во йне"? Там командир само ходки пешком ориентировал ору дие, так как механик-водитель не видел куда ехать. Это всё из жизни, хотя и прошло почти 80 лет. 

За выполнение приказа ответственен весь экипаж, но командир в первую очередь. И он обязан заменить при необходимости каждого члена экипажа. Он должен выполнить поставленную задачу. Мы знали, что прикрываем наших ребят, пехоту. Нельзя идти шагом, если можно бежать, нельзя смотреть на забитый грязью клин, а нужно вычистить его, чтобы не подвел. Каждая секунда промедления могла стоить ж и зни кому-то из наших пехо тин цев. И мы понимали всю значимость своей работы. 

Наводчик должен быстро и правильно навестись на цель. Расстопорять и застопорять ор удие перед поездками.

Наш экипаж был дружным. Ребята с грустью прощались со мной, привыкли друг к другу за долгое время, сработались. Все трое - мобилизованные. Все - из Воронежской области. 

После победы договорились встретиться. Буду с нетерпением ждать, когда пацаны вернутся домой, к семьям. Это самое важное. А отметить... Обязательно отметим.