В 1924-1925 гг. архитектором Владимиром Матвеевичем Маятом (1876-1954) был спроектирован генплан рабочего поселка-сада "Богатырский" в Богородском. Строительство поселка планировалось выполнить в Богородской роще, вдоль Миллионной улицы, недалеко от завода "Красный богатырь".
Владимир Матвевич (Морицевич) Маят - русский и советский архитектор и художник, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Постоянным соавтором в архитектурных работах В. М. Маята был В. Д. Адамович. В.М. Маят много сотрудничал со старообрядчеством. В частности по его проектам возведено много построек для купцов Рябушинских, выстроены Старообрядческий Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы (совместно с В. Д. Адамовичем) в Турчаниновом переулке (сохранился), церковь Святого Николая на Варгунихиной горе старообрядческой Николо-Смоленской общины (совместно с В. Д. Адамовичем) (разобрана в 1930-е годы.
А в 1915-м году по его проекту (совместно с В. Д. Адамовичем) был выстроен особняк Н.А. Второва в Спасопесковском переулке, который я упомянул в публикации про дачу Второва в Сокольниках.
Планировка поселка была решена в форме розы с концентрическими кругами улиц вокруг центрального ядра, с исходящими от него радиальными лучами, один из которых был сквозной. Этот протяженный луч, поддержанный параллельной ему улицей (современной 3-ей Богатырской улицей до здания бывшего летнего театра А.О. Медведского, к тому моменту еще сохранявшемуся) тянулся до Краснобогатырской улицы - главной улицы бывшего села Богородского. Вся планировка поселка располагалась на террасном склоне безымянного ручья (вероятно речь идет о Верхнем Богородском ручье - прим. автора), текущего в глубоком овраге, где разбивался парк, отрезанный еще более глубокой долиной притока Яузы от Погонно-Лосиного острова.
По плану "Новая Москва" Краснобогатырская (бывшая Большая Богородская) улица, превращенная в широкий бульвар, становилась сегментом опоясывающего город Бульварного кольца. Таким образом, поселок-сад "Богатырский" находился в отведенном планом кольце городов-садов. На генплане В.М. Маята севернее поселка и ручья показана трамвайная ветка к станции "Белокаменная" Московской окружной железной дороги.
Центр поселка у В.М. Маята занят спортивными площадками, что отвечало установке тех лет на первенство спорта, объединенного с военным делом - не случайно центр всей планировки отмечен пятиконечной звездой, воспринимавшейся тогда как символ Красной армии.
Прямой луч на юг, расходящийся за первым кольцом на три, вел от центрального озелененного круга со звездой к театральной площади со зданием летнего театра. На рельефе это самая высокая точка всей местности, к которой ведут старые улицы Богородского.
Сравнительно маленький размер участков при домах, задуманных на 3-4 квартиры, с обязательным дровяным сарайчиком на стыке участков, продиктован необходимостью максимально сохранить сосновый лес Богородской рощи и одновременно рассчитан на общественные формы обслуживания.
Застройка поселка началась с участков на периферии генплана, поближе к заводу и к существующему торговому и общественному центру у церкви Преображения Господня, где находились школа и больница. За время строительства в 1925 году были введены новые нормативы с шириной улиц от 10 саженей (около 22 метров) и дистанцией между строениями 15 саженей (33 метра). Генплан был переработан В.М. Маятом по прямоугольной сетке с диагональными улицами, но реализован не полностью. В 1924 году было построено 17 домов, в 1925 году 15 домов.
Теперь о загадочной системе Галахова, по которой, как пишут во многих местах, и были выстроены дома. На самом деле никакой системы Галахова не существовало, а был изобретенный им материал термолит, из которого и выкладывали стены домов поселка-сада.
Термолит инженера Галахова на 90% состоял из органических веществ: опилок, торфа, соломы, листьев, хвои и т.п.; 5% гипса или алебастра, 5% извести, гашённой раствором комбинированного антисептика. В. Стаценко «Части зданий. Гражданская архитектура. Часть 2».
Строительство термолитовых домов было очень распространено в середине 1920-х годов. Один из последних московских термолитовых домов сохранился до наших дней на улице Стромынка, 9.
Петр Галактионович Галахов (1890-1926) служил в канцелярии Государственной Думы и местом жительства имел станцию Тюресево Финляндской железной дороги, так же и в 1917 году. В справочнике на 1911 год указано, что он инженер, приписанный к канцелярии. По другим сведениям работал П. Г. Галахов работал в Государственной Думе младшим стенографом. Из адресного указателя «Весь Петербург на 1913 год»
Среди изобретений — особо стойкий состав асфальта, купленный государством, за который он получил большие деньги и перед самой революцией купил дом в Петербурге.
Первые дома, выстроенные в 1924 году, были одноэтажными на 3 семьи, с тремя отдельными входами, поставленные в глубине небольших участков.
В 1925 году уже строились двухэтажные четырехквартирные дома с термолитовыми стенами.
На следующем кадре в левой части снимка видна массивная коробка бывшего летнего театра завода "Красный богатырь", который так и не был до конца построен. Об этой постройке сделаю позже отдельную публикацию, она того заслуживает.
На плане Мосгоргеотреста 1951 года хорошо видна структура всего поселка "Богатырский"
Большинство домов были снесены в 1974 году и успели попасть на план Москвы 1973 года.
А это одна из последних фотографий построек поселка, сделанная в 1972 году Юрием Степановичем Лукашевичем, когда поселок еще можно увидеть в полном объеме. Хороша перспектива!
Некоторые дома поселка просуществовали до 1988 года. В одном из них была прорабская РСУ "Красного богатыря". Этот дом находился между домом по Миллионной улице, 11, корп. 3 и домом по 3-й Богатырской улице, 21. До этого прорабская находилась в таком же доме который стоял возле дома по Миллионной улице,11 корп. 1
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!