(III часть)
В Душе заключены семена всех благородных дел, и вразумления пробуждают их, — так искра, если помочь ей легким дуновением, выпускает на волю свой огонь. Добродетель выпрямляется от малейшего прикосновения и толчка.
Кроме того, в Душе есть нечто слишком глубоко запрятанное; оно-то и освобождается, будучи произнесенным. Есть и лежащее разрозненно, чего неопытный ум не может собрать воедино. Значит, все это должно быть сведено и связано, чтобы стать сильнее и поднять Душу выше. А иначе, если наставления ничего не дают, надо упразднить всякое образование и довольствоваться одною природой. Кто так говорит, тот не видит, что один человек по природе подвижен и остер умом, другой медлителен и туп и, во всяком случае, один умнее другого. Сила природного ума растет, питается наставлениями, к врожденным убеждениям он присоединяет новые и исправляет превратные.
«Если кому неизвестны правильные основоположения, в чем вразумления помогут ему, опутанному пороками?»
Понятно, освободиться от них!
Ведь врожденные задатки в нем не угасли, а только затемнены и задавлены, они и так пытаются прорваться ввысь, одолев все злое, а обретя защиту и помощь в наставлениях, и совсем укрепятся, — если только они не отравлены и не убиты долгою заразой, потому что тогда обучение философии их не восстановит, каким бы ни было оно усиленным.
В чем разница между основоположениями философии и наставлениями?
Только в том, что первые — это общие наставления, а вторые — на случай. Учат и те, и другие, но одни — в целом, другие — по частям.
«Если кто усвоил правильные и честные основоположения, того излишне вразумлять».
Пусть он обучен тому, что надлежит делать, но не всегда ясно видит это. Ведь не только страсти мешают нам поступать благородно, но и неумение найти то, что требуется в том или другом деле. Иногда строй нашей Души хорош, но она ленива и неопытна в отыскании путей к выполнению долга, — а их-то и указывают наставления.
«Избавь его от ложных мнений о благе и зле, замени их истинными — и вразумлениям нечего будет делать».
Без сомненья, Душа обретает таким образом правильный строй, — но не только таким. Хотя из многих доводов и сделан вывод, что есть благо и что — зло, но и наставлениям кое-что остается на долю: ведь и разумность, и справедливость состоят в исполнении обязанностей, а в чем наши обязанности, растолковывают наставления. И еще правильное суждение о добре и зле подтверждается исполнением обязанностей, к которому нас приводят наставления. И основоположения, и наставления друг с другом согласны: и первые не могут быть впереди без того, чтобы за ними не следовали вторые, и вторые идут за ними в свой черед, показывая, что первые — впереди.
«Наставлений бессчетное множество».
Неверно!
Тех, что относятся к вещам самым важным и необходимым, — не бессчетное множество. И не так уж различаются они в зависимости от места, времени и лица. Да и тут можно дать общие наставления.
«Нельзя вылечить наставлениями безумие; значит, и злонравие тоже».
И это не так. Избавив от безумия, возвращается здоровье; а за изгнанием ложных мнений не сразу приходит уменье видеть, что следует делать, а если и приходит, то вразумление укрепляет правильность суждений о благе и зле. Неправда и то, что наставления для безумцев бесполезны: пусть одни они не исцеляют, но помогают лечению, а предупреждение и порицание держит безумных в узде. Говорится о тех, у кого разум поврежден, а не отнят.
«И законы не могут добиться, чтобы мы поступали, как должно, а что такое законы, как не наставления вперемежку с угрозами?»
Прежде всего, они потому и не убеждают, что грозят, наставления же не заставляют, а уговаривают. Потом законы страхом удерживают от злодейства, наставления поощряют к выполнению обязанностей. Прибавьте к этому, что и законы полезны для добрых нравов, по крайней мере если они не только повелевают, но и учат. Тут можно не согласится с Посидонием, который говорит:
«Мне не нравится, что к Платоновым законам приложены их основания: ведь закон должен быть краток, чтобы невеждам легче было его усвоить. Он — как божественный голос свыше, приказывает, а не обсуждает. По-моему, нет ничего холоднее и нелепее, чем закон со вступлением. Вразумляй меня, говори, что я должен делать! Я не учусь, а подчиняюсь».
Законы поистине полезны: ведь мы видим, что в государствах с дурными законами и нравы дурные.
«Но полезны-то они не для всех».
И философия так же, однако от этого она не становится бесполезной и бессильной образовать наши Души; а что такое философия, как не закон жизни?
Но допустим, что законы бесполезны; из этого не следует, что бесполезны и увещания. Тогда уж признайте, что утешать, разубеждать, ободрять, порицать, хвалить также бесполезно. Ведь эти речи — разного рода вразумления, благодаря им достигаем мы совершенного состояния Души.
Ничто так не облагораживает Душу, ничто так не возвращает на прямой путь колеблющихся и склонных к порочности, как общение с людьми добра. Часто видеть их, часто слышать — все это постепенно проникает в сердце и обретает силу наставления. Право, даже встретить мудреца полезно: есть в великом человеке нечто такое, что и без слов действует благотворно.
Как говорит Федон «укус мелких тварей нечувствителен, до того тонка и обманчива их вредящая сила; место укуса вспухает, но и в опухоли не видно ранки. То же самое — и общение с людьми мудрыми: ты и не заметишь, как и когда оно принесло тебе пользу, но пользу от него заметишь».
Вы спросите, к чему это все. — Добрые наставления, как и добрые примеры, если они всегда с Вами, принесут пользу. Пифагор говорил, что иной становится Душа у входящих во храм, созерцающих вблизи изваяния богов, ожидающих голоса некого оракула.
Кто станет отрицать, что некоторые наставления поражают даже самых неискушенных?
Например, эти изречения, такие короткие, но такие весомые:
Ничего сверх меры!
Для тех, кто жаден, всякая корысть мала.
Что ты другим, того же от других ты жди.
Слыша это, мы чувствуем некий удар, и нельзя уже ни сомневаться, ни спрашивать «почему?».
Вот до чего захватывает, даже и без всякого обоснования, истина.
Если благоговение смиряет Души и обуздывает пороки, то почему же неспособно на это поучение?
Если порицание может устыдить, почему и поучение, даже прибегая к одним лишь наставлениям, не в силах добиться того же?
Конечно, действует больше и проникает глубже такое поучение, которое подкрепляет наставления разумными доводами, прибавляет, почему надо сделать то или это и какая награда ждет сделавшего и послушного наставнику. Если есть польза от приказов, то и от вразумлений тоже; но от приказов польза есть, — а значит, есть она и от поучений. Будьте здоровы.